Здесь мог бы быть пост о "Русалке" Анны Меликян (Россия, 2007). Но почему бы здесь не появиться посту о "Внутренней безопасности" Кристиана Петцольда (Германия, 2000)?
Или ладно, пусть будет пост о двух фильмах сразу.
На уровне фабул размежевания нет. В немецком фильме девочке следует быть осторожной в своих желаниях, потому что её папа с мамой - уголовники в бегах и пуще иной напасти боятся привлечь к себе нежелательное внимание. А что может привлечь к взрослым людям большее внимание, чем эскапады бунтующей тинейджерки?
В российском фильме девочке тоже следует быть осторожной в своих желаниях, потому что все её желания имеют свойство сбываться. Ну а за уголовщиной и вовсе дело не станет!
В 2001г. Анна Меликян вплотную изучила изнанку современного немецкого кинематографа. Заодно, несомненно, изучила и сам современный немецкий кинематограф, а Петцольд как раз только что произвёл "Внутренней безопасностью" положительное впечатление на широкие круги кинематографической общественности.
И вот вам результат - девочек из "Внутренней безопасности" и из "Русалки" одну от другой почти не отличишь. Обе девочки не то чтобы совсем уж страшненькие, но на фоне женственных матерей заметно проигрывают своей угловатостью, недевичьей мужиковатостью.
Сутулятся и размахивают руками при ходьбе. Уходят, не закрывая двери.
За актрису Машу Шалаеву, тем самым, обидно. Обидно отличаться от прототипа только зелёным цветом волос и худосочностью! Зато Маше режиссёр разрешила улыбаться, а немецкая девочка, как правило, пребывает в меланхолии.
Немецкая девочка Жанна должна быть послушна и незаметна, чтобы её папа и мама добились выполнения хотя бы одного из своих непонятных проектов и как следует обеспечили будущее себе и доченьке. Но появляется смущённый сельский бычок Генрих и папа с мамой идут лесом, потому что девочке интереснее сельские бычки с их тонким внутренним миром, чем предки с их вечными секретами Полишинеля. Это просто, понятно, и мера вариативности ситуации максимально приближена к стандартам социалистического реализма, когда всё происходящее обоснованно, а всё обоснованное происходит.
Там, где "Внутренняя безопасность" суха, строга и с тщательностью паталогоанатома препарирует естественным образом отмершие связи ребёнка с родительской пуповиной, "Русалка" берётся играть за лигу отвлечённых фантазий.
Ещё бы! Немецкая девочка страдает оттого, что не имеет возможности быть "как все", пытается подражать образцовым девочкам. Российская девочка понятие "как все" к себе вообще не применяет, пытается всячески выделиться из толпы.
Наверное, это потому, что для немецкой девочки "как все" означает стабильность перспектив и постоянство круга общения, а для юной москвички - не означает ничего, потому что в этой странной кино-Москве "как все" равняется чему-то безнравственному и грустному.
Немецкой девочке Жанне нравились простые пацаны, ровесники, без интеллигентских закидонов. Московская девочка Алиса влюбилась во взрослого продавца участков на Луне с суицидальными замашками. Он ей близок и дорог потому что потому. Просто так. Зато с большой выдумкой. Визуально это прихотливее, чем у Петцольда с его академичной манерой.
Красиво, - но хаотично. "Русалка" создала саму себя на пустом месте, в точности повторяя все основные коллизии высосанного из пальца сериала про некрасивую Катю и её гулящего босса ("Не родись красивой", если кто забыл, 2005-2008), за исключением некоторой реалистичности финала.
Да и красота кадров у Меликян искусственная, в то время как Петцольд брал в свой фильм кадры с красотой естественного жеста, ракурса, освещения.
В общем, вы уже поняли: фильм Анны Меликян - совсем не моё кино. Фильм Петцольда показался довольно интересным, хотя и притянутым за уши ничуть не менее, чем "Русалка".