"В компании волков" Нила Джордана (1984)

Oct 19, 2011 22:27

То ли Нил Джордан странен как художник, то ли я странна как зритель. На экране нечто жарено-запретно-манящее, и автор жмёт на болевые точки, выворачивая мясом наружу всё, что можно вывернуть. А я каждый раз недоумеваю, почему фильм такой длинный, и зачем в нём этот эпизод, и вот этот, и вон тот, и для чего оно вообще всё было, и почему Джордан прятал от монтажёра ножницы.

Конкретно сабж сделан как потаённый фильм для девочек в виде эротических фантазий Красной Шапочки о хулигане-Волке.
Я за!



Красную Шапочку сыграла Сара Паттерсон. Это актриса типажа Хелены Бонэм-Картер, поэтому в любые её фантазии, конечно, веришь.
Я опять за!





Сюжет построен матрёшкой - сказочные истории внутри сказочной истории внутри сна.
Гм.
Закомпостировав зрителю мозг перверсивными похождениями Красной Шапочки, авторы намекают на то, что увидела всё это безобразие в своём сне современная Спящая Красавица, которая ждёт не галантного Принца с его слюнявым поцелуем, а хищного Волка, который берёт своё везде, где найдёт. Даже если для этого понадобится разнести вдребезги затхлый замок Спящей Красавицы, состоящий из детской комнаты с куклами и плюшевыми мишками.







Гм ещё раз.
Переконструирование сказки про Красную Шапочку в свете эротических коннотаций сказки про Спящую Красавицу произведено сценаристами (а это Нил Джордан и Анжела Картер) либо наобум, либо они забыли друг с другом посоветоваться. Чередование эпизодов-пластов оставило меня в недоумении. Как-то не тонко контраст сказки и бредового девичьего сна подавался, как-то грубо одно вторгалось в другое.

Итак, жила-была Красная Шапочка по имени Розалин, которую по-мещански мыслящая бабушка перекормила страшными сказками про порочных оборотней и внебрачных детей. Ещё за Красной Шапочкой активно ухлёстывал глуповатый, щербатый и кривоногий умывальник мальчик-ровесник. Вот и все развлечения юной девушки в родной деревне. А вокруг красивый, всегда полный жизни лес, с исхоженнных вдоль и поперёк тропинок которого девочке запрещали сходить...











Поскольку основная рабочая нагрузка пришлась на художников-декораторов, то обиднее всего именно к их труду испытать малое почтение. Увы, в выстраивании баланса "реального" и "мистического" ребята перестарались. Сказочный лес из советской "Сказки о потерянном времени" нравится мне намного больше. В смысле, всегда до жути пугал своей вопиющей, чрезмерной, грандиозной, вселенской, восхитительной ненатуральностью.
Команда Джордана сделала ставку на графически выразительные и отчасти сюрреалистические кадры. Но какие-то они в моём восприятии неживые, я не вижу за ними историй. Кадры-обои...







На мой вкус, в декорациях мимо кассы особенно сильно бил питончик, якобы обитавший в типично английском дремучем лесу. Питон ползал по всему фильму, искренне полагая свои кольца и пятна существенной визуальной деталью. Вот и сейчас он слева с ветки свисает. На крупном плане морда питона сигнализировала: "Эй ты, мужик у лампы, на меня, на меня свети! И передай всем - я уже устал просить, чтоб мне не подавали таких крупных мышей, да ещё в чепцах и фартуках!".



Ярко, с чувством отыграла роль второго плана актриса Kathryn Pogson, вскоре сыгравшая нежеланную "невесту" главгероя в "Бразилии" Гиллиама. Очень мне нравится эта лупоглазенькая девушка-лягушонок.





Актёр Micha Bergese в роли Волка тоже молодец: и рожи корчил, как надо, и грим бровей носил с достоинством. Но по-птичьи суетливые движения его головы мне остались не понятны. Он же волк, а не индюк!













В 1984 году, когда мне лично стукнуло 11 лет, я нашла бы такую мужскую красоту неотразимой, визжала от восторга и променяла любой постер с дедушкой Лениным на портрет товарища Бергезе в образе Волка. Впрочем, вскоре по советскому ТВ показали английский мини-сериал про Робин Гуда, и идеал мужской красоты резко унифицировался у всех девчонок страны Советов, и у меня тоже.

Бодрый кадр:
Изображающие оборотней весёлые пушистые собачки в платьицах бегут, перемахивая через чинно прогуливающегося павлина. Втоптанный в газон, обалдевший павлин весьма недоволен! Ещё одна обалдевшая птица в глубине кадра еле сдерживается, чтоб не перекреститься левой лапой.




оборотни в кино, цветения пора, 1980-1989

Previous post Next post
Up