Пропавший отряд / The Killing Box (США, 1992, реж. George Hickenlooper)

Aug 30, 2011 20:56

Рассказывает Джон Харлинг.
Лето 1863 года.
51-й пехотный полк армии Конфедерации, которым командовал полковник Немайя Пирсон Стрейн, считается уже полгода как уничтоженным, а сам полковник взят в плен и заключён в тюрьму. Однако странные случаи истребления небольших отрядов армии Севера в устьи реки Катум заставили командование отправить хорошего следопыта Джона Харлинга в разведывательную экспедицию. Задача: прочесать прифронтовую полосу и выяснить численный состав и дислокацию ожившего 51-го полка, который теперь совершает вылазки под командованием майора Джосайи Элкинса.
С собой Харлинг берёт единственную выжившую свидетельницу - немую негритянку Ребекку, а также своего былого наставника и старшего товарища из военной академии в Вест-Пойнт - полковника Немайю Стрейна.
Шаг за шагом наши сталкеры приближаются к разгадке: тела погибших захвачены злым демоном и обычными военными методами этих чудовищ не одолеть. К счастью, Ребекка - последняя из африканского племени, знавшего способы укрощения потусторонних гостей...

На удивление компактно рассказанная история. Повествование нелинейное, с флэшбэками и сновидческими галлюцинациями, но накрепко спаяно в единое полотно. Многие другие режиссёры только приступают к рассказыванию истории там, где Хикенлупер уже свёл воедино многочисленные нити повествования в жестокий финал.

Полковник Стрейн и капитан Харлинг составили сложный четырёхугольник с барышней Ребеккой и майором Элкинсом.

Предыстория Стрейна и Харлинга отчасти схожа с историей дружбы-конфликта Швабрина с Гринёвым. Один старше, искушённей. Другой молод и бескомпромиссен. Дуэль из-за девчонки и полный разрыв отношений.





Раз идёт война Севера и Юга, значит, конфликт должен ясно выявляться в отношении противников к освобождению рабов? Как бы ни так. Чернокожих одинаково презирают и ни во что не ставят обе стороны, но своё мнение первым поменяет полковник Стрейн, а не капитан Харлинг.
А самые упёртые расисты, как ни странно, ожившие покойники под предводительством африканского демона! Может, поэтому полосы на их лицах именно белые?..





Небанален подход авторов к внешности персонажей.

Ребекка - привыкшая быть отверженной девушка-инвалид. Она вынуждена стать крестоносицей и от доброты сердечной симпатизирует сварливому расисту Немайе. На мой взгляд, черты лица актрисы ясно выдают североафриканское происхождение и поэтому магия вуду (т.е. магия народов Западной Африки), о которой пишут в рецензиях на "Пропавший отряд", к Ребекке и её предкам вряд ли имеет отношение. Если я правильно рассудила, то по замыслу авторов фильма в устье реки Катум нанёс визит один из злых духов древней эллинской Ойкумены, а не тропической Африки.





Немайя Стрейн сразу выделен длинными светлыми волосами. Причём это не тюремная неухоженность, а личный вклад полковника в свой имидж, поскольку длинными локонами он щеголял и до пленения.
Но в военной тюрьме Немайя стал похож на запертое в клетку буйное животное.





Отмытый и побритый, стал выглядеть как щёголь-неформал.





А вот и третий этап преображения Немайи. Обращённый Ребеккой в орден демоноборцев, он похож на дервиша. Причём достигнуто это простыми средствами - мягкое тёплое пончо скрыло рубаху и создало апостольский силуэт, наброшенный шарф дал свободную драпировку, шляпу долой, и даже повязка и верёвки на руках смотрелись теперь как браслеты-обереги.
Полковник мужчина, ему и с демонами разбираться. А Ребекка так... просто местная святая, которую иные хотели бы счесть юродивой.





Эволюция Харлинга, если и произошла, осталась за кадром. Впрочем, мерзкий скрипучий голос деграданта, которым Джон рассказывает свой мемуар, наводит на самые тревожные мысли. Человек с таким голосом - резкий контраст здоровому и самоуверенному Харлингу, каким мы его видим на экране.
Бравого капитана дважды показывают в таком виде (с засученным левым рукавом), что лично у меня иных вариантов объяснения не остаётся - Джон наркоман. Насколько могу судить, сюжетного акцента на этом никакого не сделано. Значит, просто штрих к духовной биографии героя.





Мистическая составляющая сюжета разнообразна и запутанна. Аллюзии политические, этические, религиозные, мифологические и всякие какие хотите на выбор.

Белые искатели приключений по недомыслию и небрежности снова и снова выпускают наружу великое зло, охраняемое тайною негритянскою стражею. Увы, этот рассказ - о последних приключениях тайной стражи ...так что следующий визит демона в мир людей закончится весьма трагически!

На лицах избранных жертв мертвецы рисуют белые полосы. Слабенькое подобие инициации, конечно, но зверские муки жертве обещаются далее. Иные добрые христиане так страшатся "вечной жизни", что выбирают грех самоубийства.





Ожившие мертвецы обладают интеллектом, памятью, речью, чувством юмора, вкусом к приключениям. Большинство из них стали искренними злодеями, наслаждающимися своими новыми возможностями. Перевёрнутые распятия с мертвецами моментально вырастают за их спинами. Устаревший политический дискурс не для них, голубые мундиры шагают рядом с синими. Мертвецы смотрят вперёд, в ХХ век: они озабочены евгеникой - ведут селекцию, отказывая "слабым" и "расово неполноценным" в праве на место в мире вечно живых трупов.





А вот двенадцатилетний Томас с разорванным в клочья животом не хочет быть вечным убийцей и находит способ связаться с кровным родственником. Чтобы не напасть на живого родного дядю Немайю, мёртвый малыш Томас окружил себя огнём. В фильме важность "общей" крови для такого контакта не проговаривается, это всего лишь мой домысел.





Только к концу фильма становится понятным, что обязательная часть ритуала посвящения в живые мертвецы - выпитая демоном кровь из перерезанного горла ещё живой жертвы. Элементы вампирской мифологии вводятся в фильм и иными способами - страх солнечного света и огня у мертвецов, тяга к крови у заражённого... Не остались без внимания и классические оборотни. Для них в надлежащий момент готовятся серебряные пули и штыки.









Тем временем, полюбуйтесь, каков мёртвый майор Джосайя Элкинс! Гопник-красавчик.





А вот так он умирал. Героически. Хороший был парень.




Первая встреча Джосайи-демона и Ребекки-ведьмы недвусмысленно обставлена как прелюдия к изнасилованию. Элкинс снимает форменную куртку, сбрасывает пояс с амуницией... Гражданское состояние Ребекки установить невозможно, но не исключено, что она честная девица. Так что кровь невинной жертвы демон мог получить и более приятным для себя способом, чем раскопки в чужой гортани.
Поскольку формула "секс и насилие" для авторов не фетиш, иных сексуальных поползновений в адрес девушки среди толпы мужчин не последовало. Взаимоотношения же демонов с ведьмами данным конкретным сюжетом представлено как женское несчастье притягивать к себе нежелательное внимание могущественных злых сил, а не добровольный сладострастный шабаш.
Тяга к Ребекке для демона проблема, он ведь оголтелый расист, хотя никогда не был рабовладельцем (белая шваль, да?). Ох, бабы его погубят!.. или он их...





Да, пожалуй, это самое-самое примечательное в фильме - несгибаемая воля авторов в построении своей собственной истории, рассказанной своим собственным языком, без оглядки на жанровые шаблоны.
Для нас, зрителей, это означает множество сюжетных непоняток и кажущихся несостыковок. Ведь дешифраторы остались в головах у авторов, а зрительский опыт помогает только на самом общем уровне, а в частностях, скорее, вредит. Соответственно - внимание к деталям визуального ряда может помочь разобраться в деталях сюжета.
Основная загадка для меня - почему мертвец-демон Джосайя так дорожил добрым отношением полковника Стрейна? Вот бы её решить...

Итак, смотрю и дивлюсь. Дивлюсь и думаю. Думаю и... почти что без толку. Может, у кого-то из вас лучше получится?

Несомненно, ведущий визуальный символ - иксобразный крест.
Дополнительный к нему - белые полосы, рисуемые ожившими солдатами на лицах.
Ещё один символ - речевая фигура the killing box ("смертельная коробочка"); это военный термин, означающий безнадёжность обороны при полном окружении превосходящими силами, мясорубка в кольце.
Плюс традиционные магические символы - круг огня, круг воды, серебряный оберег.

Финальный кадр подразумевает сведение символики в итоговую картинку. Проигравшее знамя, а также природные и рукотворные ловушки (вода и кресты). Вода - символ круговорота и возвращения на круги своя, колья - неприятие, знамя - упрямство. Всё, что лишило демонов их силы. Всё, что предоставил Юг Северу. Ох, какой-то уж очень сложный символ получился.




Игра, перетекание этих символов из одного образа в другой чётко показано на вступительных титрах фильма.
Вот традиционная оборонительная конструкция - колья на крестовине. Т.е. иксобразные кресты.




Тамбурмажор и чернокожий барабанщик (вряд ли подозревающие друг о друге) совмещены двойной экспозицией в пространстве одного кадра. Жаль, картинка нечёткая.




Барабанные палочки крест-накрест. Поверх кадра побежала белая полоса боевой раскраски.




Следующий кадр - знамя Конфедерации, т.е. знамя южан. ...Белый иксобразный крест дорисован.




Следующий кадр - название фильма.




Начало фильма - северяне обнаруживают трупы распятых вверх ногами сослуживцев.




Изо рта одного из распятых издевательски торчит визитная карточка убийц - ременная пряжка служащего 51-го полка ("Алабама, 51-й"). На пряжке изображены характерно скрещённые штыки.




Поскольку фильм ещё фактически не начался, вся эта символика пролетает мимо сознания. Но, видимо, срабатывает в надлежащие моменты, потому что далее смотреть фильм помогают фантомы узнавания.
Например, когда Стрейн нарочно сшиб ногой убогий крестик на символической могиле своего солдата, а Ребекка задержалась, чтобы культурно поправить осквернённый памятничек, вид крестика сильно видоизменился по сравнению с исходным. Камера чётко зафиксировала произошедшую перемену: крестик стал иксобразным. Именно так в сознание зрителя закладывается уверенность, что Ребекка - ключевая фигура всей истории, носительница тайного знания, а не просто экзотическая страдалица, на которой опустившийся Немайя Стрейн отполирует своё мужское благородство до прежнего блеска.





Впрочем, Джон Харлинг не намерен дать Немайе возможность попрактиковаться в добром отношении к негритянкам. Банально ревнует! Немайя должен вернуться к старому другу, а не искать себе новых!
Вот кадры, где все трое вместе, но Харлинг открыто игнорит Ребекку.





Но ведь именно Джосайя Элкинс занимал при Стрейне то же место, от которого после дуэли отказался Харлинг. Не ревность ли снедает теперь и Элкинса? Ревность вкупе с пониманием, что полковник выжил и окреп после тяжёлого ранения.
Личные причины заставляют Элкинса-демона домогаться одобрения своих действий бывшим командиром, а холодный расчёт стимулирует злого духа вербовать гарантированно "сильного" для пополнения отряда живых мертвецов. И всё же это далеко не всё, что связывает теперь Элкинса со Стрейном.




Почему именно Стрейну дана ментальная связь с Ребеккой? Пригрезившаяся Немайе маска имеет совсем не негритянский профиль. Профиль самого Немайи особо не акцентирован. Так, лёгкое сходство, не более. Но всё-таки, кого водворили на свой крест эти древние охотники из африканской пустыни?.. т.е. кто принёс в пустыню демона внутри себя?.. последним представителем какого племени является Немайя?









"Мы же с тобой братья!" - орал демон бывшему командиру. И чего это он...

Командующий разведывательным походом северян полковник Тельман мужчина бравый, фактурный, декоративный, свою роль в истории сыграл. Хотя можно было и без него обойтись, имхо.





Замечу также, что и на деликатном, интеллигентном фотографе Брэдли свет клином не сошёлся. Непонятно, зачем вообще он приплетён к повествованию. Разве что как единственный пример вменяемого человека, не очерствевшего среди ужасов войны.




А вот квакеру-мародёру Доусону, сыгравшему почётную роль рояля в кустах, можно было уделить чуть больше внимания, наградив его хоть какими-нибудь деталями биографии. И, само собой, визуально отделив от Брэдли, а то эти повторяющиеся жёлтые шляпы и пухлые губы меня в тупик поставили.




О музыке фильма:
Никуда не годная. Такое вот моё мнение. Заявленная в заключительных титрах Unaccompanied Cello Suite in G Major by Johann Sebastian Bach performed by Mark Salzman не помогла мне преисполниться почтением к саундтреку. Если и есть в фильме недостаток, то это он.

Режиссёр Джордж Хикенлупер (1963-2010) - выпускник Йельского университета, двоюродный внук всемирно прославленного дирижёра Леопольда Стоковского. Сборник мемуаров и теоретизмов Стоковского выходил на русском языке.
Судя по ярким актёрским именам и, прямо скажем, небольшому масштабу успеха его фильмов среди пользователей IMDb, Хикенлупер являлся более "своим" режиссёром звёздной тусовки, чем обслуживателем кассового мейнстрима.

"Пропавший отряд" в США на видео выходил как Ghost Brigade ("Призрачный отряд"), должно быть отсюда и русское название.
Название из титра The Killing Box в русском буквальном переводе должно звучать как что-то вроде "Смертельная коробка" или, метафорически, "Кольцо смерти", или что-то подобное.
IMDb в качестве официального названия зафиксировала третий из известных мне вариантов - "Серый рыцарь". Явное описание функций Немайи Стрейна в сюжете - цвет мундира и сущность крестоносца.
Премьера состоялась в марте 1993г., но в титрах стоит авторское право 1992г.

сша кино 1990-х, костюмное кино, военное кино, политика в кино, 1990-1999, зомби в кино, символическое слоями, мистика

Previous post Next post
Up