Красотки / Bimboland (Франция, 1998, реж. Ариэль Зейтун)

Aug 21, 2011 16:47

Я такая. Когда захочу.





Но он считает, я ничего не хочу.




Мужчины поражают. Они построили города и запустили в космос Белку и Стрелку, но самые простые вещи им приходится объяснять по слогам и на пальцах.




Истинная же проблема в том, что мужчины в истории про меня вообще не нужны. "Красотки" - фильм о том, как я обрела лучшую подругу на свете и нашла в себе силы стать и для неё лучшей подругой.





Один-единственный герой-любовник в сценарий всё же протиснулся и ну из себя мачо-мачо корчить! Рожа помятая, туша бесформенная... И без скриншота понятно, что это Жерар Депардьё. Если б не он, то "Красотки" стали бы лучшим в мире фильмом о чистой женской дружбе. А так это - лучший в мире фильм о чистой женской дружбе, испорченный тушей Жерара Депардьё.




А уж как он воина маори изображал... Смотрю на него и думаю: "И после такого дубля моя героиня ему отдастся?!.. О боже-боже-боже!" Может, поэтому наутро после секса я не могла скрыть душевное потрясение на своём лице, хотя сценарий велел выглядеть осчастливленной.




Ох, подруженька родная, знала б ты, через что я прошла, пока тебя рядом не было! Так давай же никогда не расставаться и не ссориться!.. Это без тебя мне свет не мил, а Жерары Депардьё в моей жизни приходят и уходят. Когда захочу.




Кроме шуток.
Поскольку когда-то это был первый в моём зрительском багаже киноэкскурс в мир современного гламура, то "Красоток" посмотрела не один раз. И уже со второго просмотра гламур был триумфально побит главной темой этой чудесной комедии - неколебима и тверда истинная женская дружба, равенства не ищет, условий не ставит, во всём самоотверженна, в невзгодах и в радости бескорыстна, и да славятся, о сёстры, наши подруги и подруги наших подруг, аминь.
Как тут не вспомнить задорных искательниц приключений из незабвенного шедевра "Джентльмены предпочитают блондинок" (США, 1953, реж. Хауард Хоукс). Воистину триумфальные победы на всех фронтах одержала героиня-блондинка, которую в "Красотках" назвали бы "постфеминистским феноменом, оккупировавшим ту область мужских фантазмов, которая оказалось совершенно заброшена феминистками".

В "Красотках", при всём их радикальном отличии от "Джентльменов" (даже блондинка здесь сделана занудной интеллектуалкой, не умеющей соблазнять мужчин!), повторены многие находки старой комедии.
Например, снова проводится мысль об искренности любовных чувств, вызываемых богатыми холостяками в женщинах определённого типа. Если деньги не кончаются - то вечна её любовь... и что в этом плохого?!
Снова использован тандем подруг "романтичная интеллектуалка" и "прагматичная-интуит".
Снова их не могут поссорить никакие мужчины - что бы ни случилось, девушки горой друг за друга. Одна готова пойти под суд вместо подруги. Другая готова балансировать на карнизе общаги под улюлюканье восхищённого плебса.




Снова мужские персонажи возникают на пути героинь как желанные призы в брачной гонке, но вряд ли призы более ценные, чем бриллианты или защита диссертации. Это - одна из поразительнейших особенностей историй про океанский круиз одних красоток и психологический эксперимент других. Кажется, будь у них собственные счета в лучших банках, мужчины всё-таки шли бы в меню где-то между аперитивом и десертом, но никогда - главным блюдом.
В чём же секрет? Героини обеих комедий - девушки самодостаточные и прекрасные в общении друг с другом. Мужчины для них - придуманная забота, навязанная стереотипами благополучия... ограничители свободы... факторы риска... чёртовы Пигмалионы.
Эти странные героини подобны планетам, вокруг которых по эллипсоидным орбитам носятся сбитые с толку мужчины-спутники. То приближаются, то отдаляются, вертятся всегда где-то рядом - и никогда в слишком тесной близи. Ближе, чем подругу, такая девушка мужчину не подпустит. Потому что тесные отношения у неё - не с мужчиной, а с подругой. С мужчиной только флирт и секс, а с подругой куда более важные моменты - обсуждение флирта и секса. Эй, эй, я не о себе, а о персонажах двух фильмов!

Новые времена - новые нравы. Потому есть в "Красотках" заметное отличие от "Джентльменов".
В старой комедии любая героиня являлась тренированной и экипированной амазонкой, способной взять на абордаж любого самца, и девушек негламурного вида в американский фильм просто не пустили.
Французы же решились столкнуть лбами две противоположные точки зрения на женское кокетство, взяв в качестве двух крайностей одну представительницу племени "бимбо" (яркую весёлую брюнетку) и одну представительницу племени "кошёлок" (унылую бесцветную блондинку).
В некотором смысле, формула счастливого брака "и в горе, и в радости" поделена между "бимбо" и "кошёлками" поровну. Прагматичные "бимбо" хотят любить мужчин только "в радости", и поэтому не согласны встречаться с теми, у кого "меньше десяти миллионов". А романтичные "кошёлки" согласны становиться любимыми только "в горе", и поэтому не красятся, не следят за модой, не стреляют глазками и не улыбаются лишний раз. Дескать, полюбите меня чёрненькой, а беленькой меня всякий полюбит. Ну а с добрыми, нежными девичьими сердцами нет проблем ни там, ни там.

Конечно, "Красоток" перегрузили профессором Лораном в исполнении Жерара Депардьё. Мало того, что постаревший актёр не очень-то напоминает героя девичьих грёз, так ещё и некоторые эпизоды сняты с точки зрения его персонажа. Но то, что спутнику позволено иметь свой взгляд на планету, - не недостаток концептуальности, а художественный приём, усиливший конечный эффект. Однажды самовлюблённый мсье Лоран обнаружит, что изо дня в день глядя на девушку в упор, он её вообще не видел, в то время как другие мужчины просто протягивали к ней руки и быстро и просто выясняли, что к чему.




Финальным аккордом идёт самый главный, самый счастливый миг кинокартины - бег двух подруг по коридору клиники пластической хирургии. До чего же я люблю этот финал! Бегут себе, держась за руки, - без макияжа и укладок, под стилизованную "этническую" музыку, улыбаясь в тридцать два зуба. Сброшен налёт цивилизации, менявший древнюю тайну женственности и обаяния на страх быть разоблачённой в попытках манипулировать мужским вниманием. Сброшена маска "бимбо", сброшена маска "интеллектуалки", осталась только искренность. Две рабыни однажды сбежали на свободу из мира Пигмалионов, готовых скальпелями превратить живую девушку в свою абстрактно-совершенную эротическую фантазию, то бишь в типовую Галатею.

К сожалению или к счастью, правда жизни в том, что не всякая близкая подруга бывает дороже любимого мужчины. Но иметь такую подругу - заветная мечта и предмет заботы каждой женщины.

Сложно судить, стремились ли повторить формулу успеха "Джентльменов" и "Красоток" авторы "Блондинки в законе" (США, 2001, реж. Роберт Лукетич), но и там задействован тандем подруг, из которых одна блондинка, а другая нет; одна интуит, а другая интеллектуалка; и на дружеском сотрудничестве двух девушек строится фабула. Ну а мужской персонаж оказался выброшен с корабля их дружбы в самый-самый глубокий омут женского презрения. Что это за мужчина, если и его флирт, и его секс даже и обсуждать не интересно?!

Этот текст - ремейк моего старого поста "Блондинки предпочитают джентльменов". Тот пост удалила, поэтому воспроизвожу комментарий m_holodkowski: "Прекрасная рецензия! Все-таки есть фильмы, так сказать, "гендерные", которые мужчина не поймет либо поймет не так... И не надо стесняться типа "Эй, эй, я не о себе"! О себе, любимой, о себе... И это - нормально. ;)"
Он меня разоблачил!

1990-1999, французское кино, комедии, иль перечти женитьбу фигаро, гендерное в кино

Previous post Next post
Up