Восстание на планете Линка

Aug 06, 2011 20:26





Есть вероятность, в связи с обновлением планетообезьяньей франшизы вся прогрессивная киноманская общественность захочет освежить в памяти старого доброго "Линка" (Великобритания-США, 1986, цв., 103 мин., реж. Ричард Франклин) - фильм, где агрессивных обезьян играют сами обезьяны.




Юная студентка-американка и по совместительству тупоголовая зверюшколюбительница Джейн (Элизабет Шу) устроилась экономкой к английскому доктору зоологии Стивену Филлипу (Теренс Стэпм). В своём мини-замке со смотровой площадкой над скалистым обрывом у моря он изучает интеллект высших приматов. Чем отличаются они от человека? что делает человека особенным?.. На лекции Филлипа студенты так и не смогли подобрать подходящий вариант ответа.
Фильм развёрнуто иллюстрирует никем в кадре не озвученный, но нынче хорошо всем известный тезис о том, что только человек убивает ради удовольствия. И если уж дрессированных обезьян учат человеческим манерам, то они могут перенять у своих гуру кое-что похлеще умения курить сигары и пользоваться ножом и вилкой...







Джейн не сразу поняла, почему профессор казался обеспокоенным, а вскоре и вовсе оставил её одну с животными без предупреждения. Между подросшим шимпанзе Импом и престарелым орангутаном Линком началась борьба за власть, в немалой степени обострённая присутствием половозрелой самочки.
И если вы думаете, что половозрелой самочкой я назвала то облезлое существо в клетке, которое хотел купить у Филлипа некий настырный и грубый мистер Бейли, то ничего подобного в моём тексте нет и быть не может. На протяжении всего фильма куртуазный бывший циркач Линк пытается объяснить человеческой самочке, что лучше его ей себе парня не найти.
Ну а Имп просто хитрованистый истребитель кошек, который может далеко пойти. Но Джейн в его звериный потенциал не верит, ведь Имп такой миленький и лезет целоваться с доброй хозяюшкой.
Линк бешено ревнует и пытается устранить соперника. А также любых прочих самцов, претендующих на единственную в округе самку.

Итак, одна самоуверенная девушка и две сильные обезьяны в огромном доме с бесчисленными дверьми и лестницами...

Линк ведёт себя как мужчина, не знающий, как ещё невербально объяснить женщине, что она ему действительно нравится. И так пробует, и этак, - Джейн упорно делает вид, что ничего не поняла. Да, мы, женщины, все такие, тут не только орангутан в тупик встанет. Комедийно ситуация всё же не выглядит, потому что Джейн многократно обманывает и предаёт своего верного поклонника.





Образ Джейн постоен по проверенной схеме - на словах одно, в делах другое. Она выставляет себя этакой добросердечной экологисткой, симпатизирующей естественным правам животных. Но, похоже, естественным правом животных она считает только право быть такими же, как люди. Играя с милашкой Импом, Джейн на глазах у Линка демонстрирует ни что иное, как... брачные ритуалы приматов. Вот дура-то! Кто может поверить в её искренность после того, как под проливным дождём не был впущен в дом наказанный за шалость Линк?!..





Джейн - тепличная псевдогуманистка, любительница сюсюкать и снисходить к умилительным братьям меньшим, не способная видеть дальше собственных стереотипов. Её зашоренность, предсказуемость и неспособность управлять событиями подчёркнуты амбивалентностью образов "доброй" и "злой" обезьян. И ведь как просто это сделано: из дома можно запросто выйти по незапертому подземному ходу. А кто выходил с целью убийства в каждом конкретном случае, Имп или Линк, поди догадайся... Так что помимо зоохоррора это ещё и небывалый в истории образец жанра зоодетектива. Во всяком случае, сходу обвинённый в агрессивных действиях Линк ни разу не причинил вред девушке.
Хотя, конечно, Линк старый извращенец. Орангутан-гомофил, слыханное ли это дело! Впрочем, признание профессора в поиске студента-донора спермы для дальнейших экспериментов и упоминание о двух абортах, перенесённых обезьяньей самкой, прямо указывают на источник странных эротических фантазий Линка. Орангутан всего лишь зеркально повторял действия своего учителя.






С другой стороны, чего и ждать от животных, чья природная среда обитания, т.е. тропический лес, насильственно заменена на каменистый берег моря без единого деревца? В неестественном мире, должны ли они вести себя естественно?




Сценарист этого чуда - тот самый Эверетт Де Рош, по сценариям которого поставлены "Долгий уик-энд" Колина Эгглстона, "Кабан-секач" Рассела Малкэя и "Крепость" Арча Николсона. Сотрудничество Де Роша с Ричардом Франклином к моменту съёмок "Линка" установилось тесное - их тандем создал ленты "Патрик" 1978 года и "Дорожные игры" 1981 года. Покопавшись в фильмографии обоих, можно увидеть и ещё одну совместную работу - австралийский фильм "Посетители" 2003 года. Над этими четырьмя проектами Франклин трудился ещё и в качестве продюсера.

Музыкальная тема в "Линке" всего одна, насколько я поняла. Но аранжировка её разнообразна, а исполняет симфонический оркестр. Это музыка Линка, напоминающая бравурные цирковые марши. Что именно шумит в голове у Линка, подслушал композитор Джерри Голдсмит.

Шимпанзе и орангутан истые красавцы. Дрессировщику Рэю Бервику надо памятник ставить. А также оператору, снимавшему возбуждённо прыгающих и бегающих обезьян.









1980-1989, зоохорроры, британия рулит

Previous post Next post
Up