"Красное и белое" Миклоша Янчо (1967)

Jul 18, 2011 19:16

Фильм Миклоша Янчо "Красное и белое" (СССР-Венгрия, 1967) шёл в советском прокате в сокращённом виде под названием "Звёзды и солдаты".
UPD: Комментарий от kinanet : Фильм называется в оригинале Csillagosok, katonák - в переводе с венгерского "Звёзды, солдаты". Международное название - The Red and White, что лучше переводить как "Красные и белые".
Фабула: панорама боевых действий 1919 г., происходивших где-то на Волге; белые наступают и проводят зачистку местности, красные либо пытаются перехватить инициативу, либо бегут; центром этих игр в казаки-разбойники становится мирный полевой госпиталь белых, где молчаливый пакт о ненападении позволяет зализывать раны и тем, и другим; в этом госпитале пытаются спастись остатки венгерского отряда красных интернационалистов.
Сюжет: расстрелы, расстрелы, казни, расстрелы, казни, изредка помилования, бегство, отчаяние, обречённость, равнодушие, нервный срыв. По кругу.
Метасюжет: испытание на прочность личного гуманизма тех немногих гуманистов, что пока уцелели в безумии гражданской войны.
Уступка цензурным требованиям - смягчение конфликта белых и красных в хаосе человекоубийства. Белые просто убийцы, методично уничтожающие пленных, красные же приводят в исполнение смертные приговоры только в случае установления конкретной вины.
Художественное своеобразие, вернее, великолепие: дикий контраст динамики событий и статики их восприятия, результат которых - эмоциональная опустошённость зрителя. Это фирменный стиль Миклоша Янчо, повторить который практически невозможно, настолько отточенным мастерством отличается этот венгерский постановщик.
На динамику событий в "Красном и белом" работают долгие планы, внутри которых слаженно передвигаются группы статистов; круговое панорамирование энергичной кинокамеры и её способность летать и быстро пятиться; нелинейный сюжет, непроговорённость тактики боевых действий и военных заданий; непрекращающееся движение самих персонажей.
Статика восприятия - трудновыносимая, чрезвычайно дискомфортная для зрителя - достигается внешней безэмоциональностью и молчаливостью персонажей. Это не уход в мир личных переживаний, не попытка заслонить сознание от ужасов войны, а удивительная отрешённость, возникающая из самоощущения человека-песчинки, обалдело наблюдающего из своего личного пространства громаду исторических подвижек. Поэтому даже в самой манере съёмки интонации только эпические - субъективная камера не задействована, ручная тем более.
И само собой, ручейки крови, замедленные крупные планы искажённых страданием лиц, крики агонии... ничего этого не будет. Личному страданию жертв уделено внимания ровно столько, сколько уделяли сами убийцы. Война-избиение глазами войны-избиения.
НО: вы заметили, что перечисляя детали фабулы в их хронологической последовательности, я словно бы поменяла план съёмки с дальнего на общий, с общего на средний, со среднего на полусредний? Разумеется, по всему фильму равномерно распределены крупные планы - и это распределение не только по композиции кадра, но и по драматургии всей картины. Попытка приблизиться к людям, которые сами от тебя отстраняются, - приближаясь на ещё один шажочек, вглядываясь в каждое лицо. Реконструкция нормальности, потому что даже эти безумцы ещё сохраняют человеческий облик.  
Следом М.Янчо снимет фильм "Тишина и крик" - на материале событий гражданской войны в Венгрии. Там смотреть много труднее, потому что персонажи столь же молчаливы, а исторические реалии обычному российскому зрителю совсем не знакомы. В "Тишине и крике" чуть больше камерности, но фильм так же кровав и страшен.



























АКТЁРЫ И РОЛИ

Глеб Стриженов - нетиповой вождь белого движения. Интеллигентный палач. Демагог, уставший быть оратором.





Сергей Никоненко и Никита Михалков. Маньяк-садист и благодетель-спаситель. Михалкова можно узнать только по голосу, ни одного толкового взгляда в сторону кинокамеры он не направил, либо Янчо всё вырезал.





У Савелия Крамарова крохотный эпизод: подхорунжий позвал казака и велел отвести пленного в сторонку и расстрелять. Этот казак и есть Крамаров. Молча вошёл в кадр, молча увёл пленного, за кадром звук выстрела, всё.







Анатолий Яббаров в роли штабс-капитана Челпанова. Очень уставший человек с очень больной совестью. Никак не может переступить через себя и поступать с женщинами по скотски.







Болот Бейшеналиев в роли "татарина". Народная мудрость, причём всё время молчит.



Михаил Козаков - буйный красный командир Нестор. Горячая голова. Слишком быстро повзрослевший пацан.













Виктор Авдюшко - революционный матрос, мужик суровый.









Из венгров выделю Яцинта Юхаса. У него исключительно богатые внешние данные, подходящие для широкого спектра ролей. К тому же очень эффектен в полутени, где глаз не видно, но чувствуется бешеный взгляд. Как в балете, высокий класс исполнителя отчётливо виден, когда он заметен в кадре даже рядом с красивой женщиной.













Польская актриса Кристина Миколаевска в роли медсестры Ольги. Скифская красота, тонкая фигура, длинная шея, выпирающие ключицы. Какая сволочь придумала, что такие женщины тоже обязаны сражаться и быть стойкими?






Previous post Next post
Up