Executive Suite by Robert Wise

Jul 16, 2011 18:30

Административная власть = Номер для директоров: Производственная драма из жизни "белых воротничков"
США, 1954, ч/б, 104 мин. Реж. Роберт Уайз (1914-2005)

Скоропостижно скончался президент крупной мебельной компании. Семерым директорам предстоит выбрать нового президента. В течении двух-трёх дней в ходе битвы лучшего с хорошим плетутся интриги, расставляются точки над И, крушатся надежды, меняется ход истории, флагманы мебельной индустрии сбрасывают маски, а женщины предъявляют мужчинам свои ультиматумы.

Барбара Стэнвик в роли мисс Джулии Тредуэй, держательницы контрольного пакета акций мебельной фабрики. Не люблю эту актрису с тех пор, как увидела в "Горьком чае генерала Йена" Фрэнка Капры. Здесь она на своём месте - истерящая дамочка, воображающая себя хорошенькой женщиной.













Шелли Уинтерс в роли Евы, секретарши директора по продажам. Вот эта девушка мне по нраву. Сама приятна глазу, и персонаж приятный.







Антагонист (Фредрик Марч) - Лорен Шоу, финансовый директор мебельной фабрики. Маэстро налоговых схем. Бездушная акула империализма и мерзкая, противная личность, которую никто не любит. Не смог подцепить ни одну секретаршу, хотя уродом его никак не назовёшь. Для закрепления отрицательного отношения зрителей к своему персонажу, актёр всё время вытирает платочком потные ладони.







Протагонист (Уильям Холден) - Дон Уоллинг, главный инженер мебельной фабрики, сторонник капитальных вложений в инновации. Это идеальный мужчина, обладатель идеальной жены, идеального сынишки и идеального дома. Впрочем, интерьер идеального дома говорит о некоторой личной несобранности протагониста, хаотичности его побуждений. Гигантская цифра "три" на стене домашнего кабинета лично меня напугала. Смысл подобного украшения, каким бы он ни был, вряд ли оправдывает результат.









Поле битвы антагониста с протагонистом - заседания совета директоров мебельной фабрики.











Если не знать, что это фильм Уайза, запросто можно подумать на Манкевича. Личные отношения, везде личные отношения!
Очерком путей развития американской экономики Executive Suite для меня не стал, но это бы ладно. Так ведь и настоящей драмы здесь нет! Полунамёками и напрямую персонажи высказываются по поводу своих жизненных приоритетов, и ни одна реплика не хлестка, не наотмашь, не меняет взгляд на вещи.
Конфликт - из области абстракций. Антагонист делает ставку на извлечение прибыли из производства обычной дешёвки. Протагонист победительно убеждает всех, как здорово делать качественный товар по низким ценам, как это повышает самооценку и жизненный тонус производителя. Ему бы в советские газеты заметки писать в канун приватизации, шли бы за передовицы.

Фабрика - градообразующее предприятие, и если её развалить, местные жители по миру пойдут. На это совершенно плевать всем персонажам, и положительным, и отрицательным. Данный феномен не может не заинтересовать, потому что сам-то режиссёр обозначил проблему более чем ясно - репликой фабричной работницы о катастрофе 1933 года. Кроме того, прежний владелец фабрики покончил с собой. К моему громадному изумлению, фраза "социальная ответственность" так и не прозвучала...

Конечно, Голливуд не мебельная фабрика, но что-то там надо было менять в совете директоров, где запускали в производство такие показушно полемические, а на деле беззубые фильмы. А может, я категорически не права? Меня смутило то, что с чего фильм начался, к тому и вернулся - в компании "Тредуэй" сохранился волюнтаристский стиль управления. Может, в этом и есть его смысл? В том, что идеальный протагонист, воплотивший американскую мечту, так же успешно развалит бизнес, как и офисный сухарь.
Previous post Next post
Up