Спойлер про мексиканскую сабинянку

May 15, 2011 01:17

Попался мне на глаза один мексиканский фильм а-ля "авторское кино 1970-х". Как бы по мотивам Эдгара Аллана По. Называется в русском переводе "Особняк безумия". Режиссер Моктесума. Хотя я и не верю в такие фамилии:)
Старый добрый сюжет о сумасшедшем доме, где власть захватили пациенты, а медперсонал, бухгалтера и повара заперли в подвале. И вот группа ничего не подозревающих визитёров направляется в этот особняк-ловушку...
Моктесуму потянуло на абсурдизм. Обнажёнка, бредовые монологи, плюс социально-политические аллегории щедрыми горстями. В духе Ф.Аррабаля, наверное? Типичное кино 1970-х, когда говорить и показывать стало можно всё, но оказалось, что творческая удача совсем не в этом. Словом, задору от души, а толку с комариную попку. Только общая натренированность и почтение к мистеру По удержали меня у экрана.
Вру. На самом деле, следила за развитием одного второстепенного сюжета. Психи в лесу напали на карету. Кучер и пассажир вступили в бой, а молодая пассажирка с воплями кинулась в лесную глубь прятать свою девичью честь под каким-нибудь упавшим деревом. Два психа рванули за ней. Дальнейшее развитие сюжета казалось вполне очевидным, но насторожил клич одного из психов, обращённый к улепётывающей даме: "Стой, неверная!"
Ого, подумала я, сейчас будут ролевые игры.
Псих, заявивший права собственности на объект, до объекта таки дорвался и успел содрать с орущей девицы платье до пояса прежде, чем камера стыдливо отвернулась. Второй псих в оргии участие не принял, но как бы благословлял сам процесс. Какие развратники мексиканцы! - возмутилась я. К чему все эти кошмары, никакой связи с темой психов, захвативших свою маленькую вселенную.
Как бы не так. В одном из последующих эпизодов снова фигурировал тот же псих. В сцене дикого насилия актёр блистал только экспрессивными движениями спины, и я подумала, что у него мог быть опыт съёмок в фильмах для самых взрослых. Теперь стало видно, что это довольно молодой блондин, даже не слишком страшненький. И вообще в каком-то роде похож на Клауса Кински. Псих нёс потерявшую сознание девицу. Не так нёс, как можно было бы представить, перекинув через плечо по методу его нос к её копчику, её нос к его копчику. Ничего подобного. Нёс бережно, как заботливый отец заболевшую дочурку. И вообще не мог на свою добычу надышаться, и всячески её утешал путём массажа волосистой части головы.
Ничего себе, подумала я, так это в лесу была не оргия? А типа свадьба такая, что ли? И всё в целом тянет на древний обряд умыкания невесты? Он не красавец, она тоже не прима, вот и встретились два одиночества...
Снова тот же псих - со своей уже, получается, немалыми трудами добытой женой - отыграл микроэпизод в самом финале, когда основные персонажи собрались в актовом зале лечебницы для решительных разборок. Спойлерю финал, потому что смотреть это кино всё равно никому не пожелаю, лучше уж коротЕнько прочесть и не заморачиваться.
Самый главный злодей, король психов, уже почти перешёл к боевым действиям против положительных персонажей. И тут ба-бах! изнасилованная блондином ранее в лесу девица влезла в кадр и застрелила короля совсем нафиг. А за спиной у стрелявшей стоял её верный блондин и преданно дышал в затылок, всем видом выражая солидарность.
Итак, мужской персонаж сначала насильственно осуществил брачный союз с незнакомкой, а уже потом приступил к искренним ухаживаниям за избранницей... Такого морального извращения я ещё не видела!
Не то чтобы меня сильно заботило, что хотел сказать автор таким произведением. Но что он хотел сказать, а?! В трёх крохотных эпизодах развернул целую повесть о чистой любви извращенца к жертве, а реплику всего одну дал - "Стой, неверная!"... Ему дал реплику, а ей оружие, из которого она убила совсем другого человека. Нет бы блондина дубиной промеж ...глаз огреть, чтоб ему впредь неповадно было!
Псих в этой истории весь как на ладони, оставшиеся за кадром подробности его биографии достраиваются легко. Когда-то был женат по любви, жена сбежала с любовником, попал в психушку, зациклен на состоянии женатости, вцепился в первую же напомнившую жену юбку. То есть, по его психовым понятиям, действовал в рамках уголовного законодательства 18 или 19 века (фильм костюмный) - принудил жену к семейным отношениям.
Девица же вроде как смирилась, и признаёт блондина не насильником, а законной второй половиной. Причин отвергать блондина ей режиссёр не оставил - актёр и актриса смотрятся гармонично подобранной парой. Такая у Моктесумы получилась апология умыкания, как-будто один человек может взять себе в собственность другого человека. Причём намечена эта апология пунктиром, но в моём зрительском измерении ярче и загадочнее всего остального действия фильма. Потому что аллегории про психов, захвативших мир, - это всего лишь аллегории. А архетип брачной стратегии римлян, применённой к сабинянкам, - это вам не комариная попка, дело сурьёзное, легендарное. А ещё уголовное.

1970-1979, умыкание в кино

Previous post Next post
Up