"Сансет Бульвар"

Feb 18, 2011 22:45

Вымороженный Питер. Киноцентр "Родина".
17 февраля 2011, 18:45. Показывают "Сансет Бульвар" Билли Уайлдера с русскими субтитрами.
Зал практически битком.
Людей среднего и пожилого возраста почти нет. Один молодняк.
В центре зала, в зависимости от позы впередисидящего, правую или левую половину субтитров не видно, потому что они под экраном, а кинозал обычный, не амфитеатром.
Изображение блекловатое. Задуманная оператором игра резких теней нивелирована невысоким качеством проекции.
Тем не менее, все смотрели как зайки, не шушукались и не принимали телефонные звонки.

Личные впечатления тактично назову смешанными. Слишком сильную роль сыграл контекст.
Во-первых, Глорию Свенсон, - актрису, исполнившую роль полубезумной забытой кинозвезды эпохи Великого Немого, - не так давно видела именно что в немом фильме. В "Королеве Келли" Штрогейма она бодра, весела и боевита. Там ей не надо было строить из себя манерную истеричку климактерического возраста и бесконечно изображать систему Станиславского скрюченными кистями рук. Имхо, когда женщина выложилась по полной программе в годы своего расцвета, годы упадка следует сервировать с особой тщательностью, не допуская фальшивых нот и не позволяя актрисе шевелить пальцами активнее, чем это делали в дурных представителях славного племени немого кино.
И тут следует плавно перейти к "во-вторых".
Во-вторых, есть же "Что случилось с Бэби Джейн?" Роберта Олдрича - фильм с отчасти сходной фабулой, не менее звёздным составом и тоже эмоционально накрученным финалом. Бэтт Дэвис там не пощадила себя, показала каждую морщину на крупном плане в безумном макияже. При этом степень помешательства её героини даже круче, чем нервное расстройство голливудской пенсионерки в исполнении Глории Свенсон.
Словом, на мой взгляд, "Сансет Бульвар" - офигенный фильм ...если никогда не видел ничего другого. Что само по себе не делает его ни хуже, ни лучше.

Сценарная идея срифмовать сюжет с легендой о Саломее великолепна, и подана весьма тактично, нигде не пережато. Но выражена эта идея больше через нарратив, чем визуально. Мне хотелось большего, конечно.

Размышление попутно:
Почему в "Сансет Бульвар" не включён тот замечательный кадр из "Королевы Келли", где героиню Свенсон стегает кнутом самовлюблённая тётка, не желающая уступить мужчину? Отлично бы срифмовалось с сюжетом "Сансет Бульвара", да и Глория там выглядела намного, намного, намного эффектнее, чем в том старинном кадре молитвы, который использовал Уайлдер. Наверное, дело в том, из какого фильма кадр использовал Уайлдер.

Ах да, я так и не поняла до сих пор, чем фильмы нуар отличаются от фильмов не-нуар! Даже сегодняшний "Мальтийский сокол" не помог разобраться.

неравные связи, кино о кино, 1950-1959

Previous post Next post
Up