"Чудотворная" (1960) Владимира Скуйбина

Jan 05, 2011 18:37

"Чудотворная" 1960 и "Суд" 1962 - две последние из четырёх работ Владимира Николаевича Скуйбина (3.6.1929-15.11.1963) в полнометражном кино, две экранизации произведений Владимира Тендрякова.
Быть режиссёром-постановщиком становилось для медленно угасающего Скуйбина всё труднее, поэтому в "Суде" функции полноправного со-режиссёра взяла на себя Аида Манасарова, работавшая вторым режиссёром на съёмочной площадке "Чудотворной".

"Чудотворная" - эпизод из жизни советского села, драма на тему психологического насилия в семье. В доме у властной злой бабки и безвольной меланхоличной матери подрастает школьник Родька. Мальчик как мальчик, хулиганит, в речке с пацанами купается. Звёзд с неба не хватает, но и не хуже всех пионер. То в школу опоздает, то кошку на самодельном парашюте с заброшенной церкви скинет.

Нашёл Родька возле церкви ту икону, что до времён победившего материализма считалась местной чудотворной достопримечательностью. По виду - Спас Нерукотворный, причём очень грозной наружности, с выпяченными белками нарисованных глаз. И стал этот волшебный предмет для Родьки форменным проклятьем, приманил в дом упырей и колдуний со всей округи и выявил подлинные сущности бабки и матери - двух вампирш, сосущих из Родьки жизненные силы и требующих надеть крестик и читать молитвы, что не могло не привлечь к Родьке стрелы огненного сарказма со стороны прогрессивно мыслящей местной молодёжи.

Разумеется, победа советской власти над религиозным мракобесием неизбежна. Но подана эта победа в открытом финале, так что не может считаться окончательной. Да и лёгкость, с какой группа школьников получает в пустой поруганной церкви недвусмысленное "подтверждение" существования потусторонних сил, свидетельствует не в пользу незыблемости их атеистических устоев. Заметим, стоило Родьке "доказать" одноклассникам, что с вопросами веры всё не так просто и однозначно, как от весёлого подтрунивания озлобившиеся дети перешли к прямому высмеиванию и фактически бойкотированию "отступника" от пионерской морали. Так что поддержку и помощь в среде ровесников мальчику, как ни странно, найти не удалось.

Тема послевоенного ренессанса религиозных общин ещё более смело и глубоко раскрыта в фильме Владимира Венгерова "Рабочий посёлок" 1965г. Если у Скуйбина сотрудничество властей с церковью и прихожанами заявлено пока ещё только как потенциальная возможность, имеющая экономический эффект, то в фильме Венгерова речь пошла уже о неслыханном ранее политическом альянсе.

В "Чудотворной" особо хороша Нина Меньшикова (1928-2007, "мама Вера" из "Девчат") в роли задавленной личными неудачами матери Родьки. Хрупкая женщина с поникшей головой, истероидного типа, с виктимным поведением, магнитом притягивающая к себе всё безысходное и гнетущее, навеки опечаленная тем фактом, что брошена ненаглядным мужем Степаном, родькиным отцом (причём рефреном идущее через весь фильм обвинение бабки в незаконности происхождения внука намекает, что брак податливой, уступчивой Варвары был вынужденным, "по залёту").
Это первый или один из первых в советском кино женских образов, раскрытых мощно и понятно, но никак не обусловленных эстетикой социалистического реализма. Её муж бросил, однако она по нему активно тоскует и увешала стены его фотокарточками. На неё председатель колхоза гавкает, она только блеет и нудится. У неё сын чуть не утоп, она только руки заламывает и рыдает. Бесконечно слабая женщина, и тем ценнее каждый всплеск витальной энергии, которую она сама в себе давит и гасит, но не может подавить окончательно.

советская правда, потёмки нежного детства, советское кино, дух духовности духовитый, 1960-1969

Previous post Next post
Up