Non si deve profanare il sonno dei morti

Dec 24, 2010 13:25

Пусть мертвые лежат в могилах = Non si deve profanare il sonno dei morti = Let Sleeping Corpses Lie = The Living Dead at Manchester Morgue (Испания-Италия, 1974, реж. Хорхе Грау / Jorge Grau)
Зомби-хоррор с ярко выраженной социальнокритической составляющей. В американской версии, которую смотрела я, действие происходит в США.
Сельскохозяйственный эксперимент по губительному воздействию на нервную систему насекомых и прочих простейших организмов привёл к непредсказуемым последствиям.
Впрочем, первое последствие могу предсказать сама. Помимо вредителей посевов, под тотальным воздействием особой радиации подохнут пчёлы и дождевые черви, и фермеры останутся вообще без урожая; ещё подохнут комары, и местные цапли останутся без лягушек; подохнут пауки, и налетевшие с дальних помоек мухи доедят то, что осталось от прошлого урожая. Глупейший эксперимент, последствие просчитывается сходу, а я ведь даже не биолог.

Но до урожая в той местности, видимо, дело вообще не дойдёт, потому что все свежие покойники, нервная система которых ещё не подверглась разложению, принялись изводить поголовье фермеров, а заодно туристов, полисменов, медперсонал и прочую живность.

Самый Главный Полисмен, не считаясь с характером ранений жертв, склонен объяснить происходящее личными происками главного героя - блондина ангельской наружности. Блондин повинен в свершении тягчайших преступлений против нравственности - имеет наглость не скрывать, что он а) неместный и всех местных в гробу видал, б) весь в бороде-усах-длинных-волосах, в) слишком умный и вообще городская штучка. По совокупности обстоятельств заслуживает практически расстрела.

В результате, вместо традиционного survival-horror мы наблюдаем отчаянные метания Блондина, пытающегося извести злых зомби в обход препятствий, активно чинимых Самым Главным Полисменом. То есть конфронтация перенесена из плоскости фантастического - как избавиться от зомби? блондин нашёл рецепт! - в плоскость социального - как избавиться от тупого Самого Главного Полисмена? рецепта не знает никто!

Я не вполне довольна. Страху Хорхе Грау нагнал, - ничего не скажу, предостаточно. Наблюдать, выживут ли герои, было интересно. Однако цепляние Самого Главного Полисмена к чистенькому и ухоженному городскому интеллектуалу не казалось убедительным.
Такое же чувство, помню, возникло в ходе просмотра "Дикаря" Ласло Бенедэка (1953), когда из всей мерзкого вида банды горожане для агрессии выбрали единственного чистенького и хорошенького. У Бенедэка герой даже заплакал от обиды, и был совершенно прав. С другой стороны, у Грау в фильме нет пришлой банды, из состава которой Самый Главный Полисмен мог бы выбрать врага по вкусу. И всё же это не извиняет его патологическую ненависть к молодёжи.

Какого рода европейские комплексы 1970-х отразились в фильме Грау, судить не могу, не чувствую. Но то, что персонаж, типологически созданный для того, чтобы к нему прислушивались, объявляется врагом номер один, - несомненная изюминка фильма. Изюминка слишком пряная, странная и необъяснимая для меня, но довольно любопытная.

1970-1979, испанское кино, зомби в кино

Previous post Next post
Up