"Ворон" (Франция, 1943, реж. Анри-Жорж Клузо)

Dec 18, 2010 00:02

Провинциальный городишко корчится под гнётом безжалостного анонима-клеветника Ворона. В стремлении избавиться от напасти, терроризируемые горожане склонны к истерии и фобиям.
Фабула, лично мне хорошо знакомая по книге Агаты Кристи и по соответствующей экранизации ("Указующий перст", вроде).
Впрочем, сама детективная интрига построена иначе, чем у Агаты Кристи, хотя и в духе ещё одного её произведения. Действительно, в "Вороне" присутствует очень яркая черта классического детектива - наслаждающийся результатами своих трудов преступник виден сразу, по манере реагировать на происходящее. Именно в одном из романов Агаты Кристи (о девочке-инвалидке, отравившей родного дедушку) описаны основные приметы такого преступника, так что читавший внимательно не ошибётся и относительно "Ворона". Это типа спойлер:)

Примет времени нарочито мало, но они всё же есть.
Во-первых, понятное дело, молодых мужчин в кадре не избыток.
Во-вторых, молодой лощёный помощник прокурора, - амбициозный красавчик-блондин, желающий сделать карьеру, - упомянул, что занимает свою должность три года. Фильм снимался в 1942 году, так что сами можете посчитать, при каких властях его карьера стартовала. Само собой, данного лощёного красавчика аноним тронуть не решился, да и влюблённые тётки с чуйствами на красавчика тоже не бросались.

Редкий в моей зрительской практике пример кино, где в центр сюжета поставлена социальная клаустрофобия. В "Вороне" большую часть экранного времени персонажей фактически несколько, но всё равно постоянно создаётся ощущение присутствия толпы, причём агрессивной.
Я бы не выдержала, - слишком памятна в этом смысле "Ярость" Фрица Ланга, - но суть действия как раз в том, что главный герой (он же главная жертва анонима) категорически не желает подчиняться общим импульсам и под градом обвинений в сексуальной невоздержанности занят решением именно сексуальных коллизий своего холостяцкого бытия. Поэтому, пока горожане изыскивают способы узнать, кто же их всех так сильно ненавидит и действительно ли аноним прав в обвинениях, герой постоянно занят самоанализом своих параллельно протекающих влюблённостей.
И с его подходом нельзя не согласиться! Как в Интернете лучшее средство от тролля - общаться с нормальными людьми, так и в паутине клеветы лучший способ выжить - принять в дар чьё-то живое, подлинное чувство.

Несколько смутила разве что последняя минута, с развязкой. Несмотря на относительно долгий план фигуры в чёрной накидке, финальная минута показалась скомканной и суетливой из-за не вполне удачных (вернее, просто невыразительных) ракурсов и движений камеры, выбранных оператором для съёмки в интерьере. Ну это имхо, конечно.

1940-1949, детективы

Previous post Next post
Up