Nightmare City. Осторожно, СПОЙЛЕРЫ!

Dec 08, 2010 20:39

"Город зомби" Умберто Ленци (Италия-Испания, 1980) прикидывается обычным зомби-фильмом. Из ниоткуда выбегают полуразложившиеся покойники и принимаются кромсать мирное население, а искромсанная часть населения, как положено, волей-неволей подхватывает зомби-инициативу.

На первый взгляд, Ленци скромен. Стандартно многочисленны спецэффекты с кровью и плотью (с явным намерением ни в чём не уступить конкурентам - прежде всего, видимо, Лючио Фульчи), визжат красотки ню, безуспешно в упор палят ручные пулемёты, - вот и все зрелищные составляющие "Города зомби" вплоть до самого финала, когда картинку слегка разнообразит зависший в воздухе вертолёт.
Никаких детей в кадре, даже подростков. Никаких убитых животных. Скромность и сдержанность, скромность и сдержанность. Ленци явно решил выезжать на сиськах с потрошиловом и не касаться святого.

Только я расслабилась (в смысле, прикипела к экрану, где заглавная супружеская чета спасалась бодрым галопом по пересечённой местности), как прозвучал второй звоночек.
Первый звенел с самого начала фильма, когда молчаливо нападающие на всех подряд зомби проявили неординарный командный дух и дисциплинированность. Я-то ориентируюсь на "Ночь живых мертвецов" Ромеро (1968) как на образец, где данные персонажи нашего коллективного бессознательного существуют в вязком пространстве собственной предельно ограниченной индивидуальности, подчиняясь законам броуновского движения и одновременно как магнитом влекомые ко всему, что источает божественную для них ауру живого вкусного мяса. 
У Ленци сразу всё было не так. Его зомби предпочитали коллективную охоту и не кидались на жертвы без отмашки вожака. Мало того, сохраняли интеллект. Даже смогли довести до аэродрома и посадить военный самолёт.
Более того, вопреки понятному мне канону, зомби у Ленци испытывали эмоции по отношению к живым. Эти агрессивные, непередаваемо свирепые уроды получали колоссальное удовольствие не только от вкуса крови, но и от процесса зверского умерщвления жертв. Поэтому у зомби наблюдалась мимика. Соответствующая.

О чём это я? Ах, да. Считала звоночки.
В ранее условленное место для пикника в гости к второстепенным героям прибывает парочка. Но вновь прибывшие - это уже зомби, и пикником послужат те, на чьё приглашение они откликнулись. В итоге страшная сцена нападения идеально вписана в банальный сценарий дружеских посиделок на природе.

Далее шло по нарастающей.
В храме божьем заражённый священник терпеливо поджидал паству в свои зомби-руки. Не ползал по церкви бессмысленно, а с умным видом стоял и занимался обычными священническими делами, так что герои подбежали к нему радостно, аки агнцы на заклание. Случайность, подумала я. Он не бегал по округе в поисках живых душ потому, что напасть на наивных дурачков в церкви намного эффектнее для сюжета.

И тут набатом грохнул звонок номер четыре, и я поверила, что синьор Ленци отнюдь не прост. Женщина-зомби тоже не стала бегать по округе в поисках перекусона. При жизни скульптор и рисовальщица, после смерти она... принялась самовыражаться над глиняным бюстом. Раньше была просто неприятная человеческая голова, а стала мерзкая голова зомби...

Ну, и как увязать всё это с безобидным потрошиловом красоток ню и медсестёр в белых халатиках?
Отдельно взятые зомби продолжают заниматься прижизненными делами, как ни в чём не бывало.
Но смысл прижизненных дел поменялся. Обычные бытовые ситуации отдают героев во власть убийцам, и даже храм наивной чистой веры превращён в смертельную ловушку. Произведение искусства не выражает тревогу за несовершенство мира, а демонстрирует, как именно этот мир планируется изуродовать.
Товарищи, а это точно про зомби?:)

1980-1989, зомби в кино

Previous post Next post
Up