Who is мистер Аркадин

Nov 17, 2010 16:29

Mr. Arkadin = Confidential Report. Испания-Франция-Швейцария, 1955.
Реж. и исполнитель главной роли Орсон Уэллс.

Страдающий амнезией магнат Грегори Аркадин - человек из ниоткуда, и происхождение его богатства окутано непроницаемой тайной. Пуще огня этот тиран и деспот боится, что его единственное дитя узнает какие-нибудь подробности из прошлой жизни папеньки. Какие подробности - он и сам не знает, но хорошего и достойного в его жизни ничего не было, иначе откуда деньги. Аркадин нанимает типично нуарного проходимца-неудачника, чтобы посредством детективного расследования узнать тайны своего прошлого... а затем стереть их навеки.

Орсон Уэллс, о внешности которого я до сих пор была невысокого мнения, в роли Аркадина предстал величественным красавцем в очень идущих ему усах и бороде. Он специально снят так, чтобы казаться ясноликим гигантом. Отличное решение, очень выгодное, когда хочешь хорошо смотреться в одном фильме с собственной женой, которая играет... дочь Аркадина:)

Как и все фильмы Уэллса, "Мистер Аркадин" сконструирован изощрённо и порой поражает напористой и дерзкой работой оператора.
Однако вывернуть наизнанку нервы зрителя ему не удалось. Былые подвиги Аркадина называются в фильме, но описываются в самых общих выражениях. Фактически, мы узнаём только, что Аркадин состоял в организованной преступной группе, поставлявшей женщин из Польши в южноамериканские бордели. Наверное, для 1950-х годов это было серьёзное обвинение, а нынче...

Крупный хищник (брутальный Аркадин) втягивает в разговоры-ловушки мелкого хищника (самодеятельного сыщика), и я настораживаюсь и готовлюсь сравнивать происходящее с "Третьим человеком" Кэрола Рида. Там Орсон Уэллс играл такого же беспринципного негодяя, готового шагать по трупам и предлагающего неофиту разделить с ним эту радость.
В "Мистере Аркадине" всё наоборот, и хотя неофит пытается корчить из себя охранителя общественной морали, Аркадин раз за разом заставляет оппонента признать себя таким же подлецом, только трусливым и мелким, в то время как мера подлости Аркадина соответствует гигантским масштабам его выдающейся личности. И что-то я от этого не в восторге, потому что не верю в выдающиеся масштабы негодяев.

Конфликт фильма не только слишком сложен и слишком абстрактен, но и недостаточно убедителен. Отец якобы готов на всё, чтобы дочь не узнала о нём порочащей информации, - но дочь отнюдь не невинная простушка, об отце невысокого мнения, сильно удивить её вряд ли удалось бы.
Вставь Уэллс в сюжет "Мистера Аркадина" непогрешимую принцессу из "Обыкновенного чуда", и всё заиграло бы иными красками, имхо.

В 1958г. Уэллс снимет "Печать зла", где пресловутое зло обретёт всю свою конкретность, гнусность и неотвратимость, и это будет уже совсем другое кино. Которое, по правде говоря, лучше и не смотреть, потому что уж слишком страшно, по-настоящему.

детективы, 1950-1959

Previous post Next post
Up