Гроховская Екатерина Александровна допустила существенный концептуальный просчёт в области коммерческой востребованности своего шедевра.
Сделать кассу на мальчиках таким фильмом нереально. Романтическая лабудень проигрывает на фоне регулярных премьер всяческого экшена.
Значит, казалось бы, ориентируйся на девочек. Оставь героиню одетой, а героев, наоборот, раздевай почаще и посладострастнее. И не доводи дело до секса, ибо студенткам секс-мистика без надобности, они все уже порно смотрят, когда приспичит. А вот школьницы табунами пойдут смотреть про Любофф.
Но разве русская женщина-режиссёр позволит, чтобы кто-то из коллег усомнился в крепости её яиц? Она разденет героиню, поставит мастурбировать перед зеркалом, и даже сцену бурного соития покажет мужским взглядом - подглядывая снизу вверх за женским лицом в разгар имитации оргазма.
Блин, граждане киношники, сколько можно вам объяснять: школьницы про любофф хочут, а не про то, как именно их не будут трахать прыщавые ровесники из реальной жизни! Никакого зла на вас не хватает.
Так, полагаю, основной недостаток "Цветка Дьявола" мною раскрыт с надлежащими подробностями.
Все остальные недостатки, отмеченные разгневанными зрителями на Кинопоиске и прочих ресурсах, ставить фильму в минус ей-богу грешно.
Многое из того, что зрители сочли признаком авторского провала (а Екатерина Гроховская здесь и режиссёр, и сценарист, и художник-постановщик, так что фильм вполне авторский), является отражением личного или опосредованного знакомства автора с теми реалиями, которые большинством людей отторгаются и высмеиваются, но не перестают быть подлинными реалиями.
Что характерно, этот фильм мало отличим от голливудских мейнстримных аналогов. По мне, так баловство сплошное, но многие ведь взаправду требуют, чтоб было "как у них". Ну вот, сделано вполне даже "как у них". Может, хоть теперь любители американских премьер поймут, какой ширпотреб им регулярно впаривают за их же деньги.
Хотя нет, не поймут. Уже сейчас публика сошлась во мнении, что американско-технически фильм очень даже неплох, а плоха только русская начинка, т.е. актёры и сценарий. Вот дурачьё-то! Самый смак не видят!
Вся история - сон обкуренной русскоязычной студентки, обучающейся в какой-то из провинциальных затутыр с гордым названием "колледж", скорее всего где-то в Чехии.
Русская девка ленивая, тупая, с коровьим взглядом. Задача её - подзаработать телом, а по возможности махнуть замуж за щедрого папика. Поэтому она не готовится к контрольным, к тому же дружит с прогульщицами. Зато сисястая и губастая. Именно такие, в большинстве своём, и едут учиться за рубеж где подешевле.
Тем временем, мамы-папы "студенток" остаются куковать в России, на Украине, в Белоруссии или в Казахстане. Тупые девки любят вырваться из-под родительского контроля, поэтому мамаши им являются лишь в кошмарных снах. Вот и в "Цветке Дьявола" мать героини появляется лишь один раз, из-за двери манерным тоном произнеся две дебильных реплики. Удалённо существующая мамаша - часть кошмара и необходимый атрибут студенческой жизни.
Сюжет изобилует энным количеством как бы ничего не значащих деталей.
В частности, упоминается, что у героини нет отца. Но участие родителей в сюжете вообще не предусмотрено, так к чему эта подробность? - возмутится зритель сгоряча ...и будет неправ. Подробность наиважнейшая.
Одна из подружек героини носит серую шапочку и на улице, и в помещениях, а другая пытается отбить ухажёра. Зачем раздваивать подругу-соперницу на два персонажа? - и опять-таки, это со стороны автора стратегический ход, а не тактическая ошибка, как может показаться неопытному глазу.
Ведь это только на первый взгляд сумбур в сценарии. Детали важны, даже про беглого папашу и серую шапочку. В рекламном превью пишут, что героиня не может выбрать между реальным и выдуманным любовниками. На самом деле, в "Цветке Дьявола" решается совсем другой конфликт - глубокий и бурно протекающий конфликт сексуальной самоидентификации молодёжи обоих полов.
Полина - дева невинная. Денег хочется прямо сейчас, однако выйти на рынок куртизанских предложений нельзя без надлежащей квалификации. Поэтому губасто-сисястая дева Полина хочет поскорее кому-нибудь отдаться.
Но отдаться она хочет не мужчине, отнюдь! Вот он, корень проблемы; вот он, нешуточный конфликт.
Уже не первый месяц Полина замечает, что ей слишком нравится общество одиноко живущей на непонятные доходы рыжей шизофренички Насти.
Полину волнует не то, что двери дома шизофренички всегда открыты для подруги, причём для закрепления этой нелепой дружбы Настенька использует любые поводы. Полину волнует то, сколь охотно она сама идёт на контакт. Например, первая звонит шизофреничке, чтобы пересказать содержание сна про лес, замок и огненный цветок на замковых вратах, который манит в свои пурпурно-сверкающие глубины.
Вы часто слышите-читаете, как средоточие мужской гордости сравнивают с каким-либо цветком, засасывающим внутрь? Правильно, с такого рода цветками сравнивают аналогично расположенную часть тела, но, разумеется, женского. Все эти милые стишата витиевато-восточного стиля про шмелей, заблудившихся в бутонах роз, и прочие аллегории... До Полины пока не допёрло, но тайное беспокойство её гнетёт не по-детски.
Также якобы во сне Полина видит огромного мужика в чёрном, не мальчика, но мужа. Именно таким в памяти девочки мог остаться отец, который, по словам Полины, бросил их с матерью.
- Как же так, - возмутитесь вы, - обещали ж демонического любовника, а ты лепечешь про какого-то папашу?
- Всё нормуль! - отвечу я. - Только вспомните, как в "Призраке оперы" Кристина считала Ангела Музыки собственным отцом...
Выдуманный отец Полины... благословляет "дочь" на игры с дьявольским цветком.
Вот так-то.
Это самый тонкий, самый деликатный и искренний момент повествования. Блудный и блудливый "отец" девушки - символ неясного предостережения, а также мощная сублимация её личных желаний, противопоставленная надзирающему оку матери.
Логично, что подругам по колледжу Полина про свой вожделенный цветок не рассказывает. Те, надо полагать, уже составили весьма цветочную пару, и Полина им была бы третьей лишней со своими девичьими глупостями.
То, что девчонки пара, - мой личный зрительский домысел. Но попробуйте назвать ещё хоть одну причину, почему яркая игривая блондинка с дикой химзавивкой всюду шляется в обществе плотненькой широколицей девахи в серой вязаной шапочке. Такую безвкусицу можно оправдать только через постель.
Вскоре Полину снимает смазливый юноша Саша без определённого рода занятий (по крайней мере, в колледже он не учится, иначе местная студентка-потаскушка не спрашивала бы, кто это такой). У него типа модельная стрижка, а также имеется материальная возможность играть в конное поло. Саша - юноша с тонкими чувствами, не лапает отключившихся тёлок. Однако менее всего он хотел бы выглядеть как мальчик-ромашка, поэтому поддерживает знакомства в среде брутальных местных. И вообще Саша озабочен доказательством своей мужественности - занимается рестлингом в пивной и бурно радуется победе над байкером. "Валентино" Кена Рассела смотрели? Не смотрели? Ну ладно, я так, к слову.
Моя версия - у парня крутой комплекс Дантеса. Ну, это когда ты молодой, здоровый, красивый, но у тебя паскудная репутация бисексуала, подсевшего на денежную иглу барона Геккерна, а хочется сойти за мачо-мачо-мачо.
Комплекс Дантеса обязательно толкнёт на скользкий путь заигрываний с максимальным количеством женщин. Одни из них должны быть доступны, как Екатерина Гончарова, чтоб все кругом видели, что за Дантесом бабы бегают. Другие пассии должны быть неприступны, как Натали Гончарова, тем почётнее затаскивать таких в койку. Герой "Цветка Дьявола" очень точно воспроизводит эту модель поведения.
И вот в осеннем лесу встретились два одиночества - латентная лесбиянка и закомплексованный бисексуал. Первый романтический поцелуй за 0,2 секунды переходит в прелюдию к большому траху на опавшей листве.
Мистический, бестелесный, знойный брюнет-"отец" тут же является меж ветвей и сардонически ухмыляется. Действительно, кого Полина хочет обмануть? Нафиг ей надо, чтоб по её пальтецу и юбке, которые ей же потом придётся стирать и гладить, елозил какой-то хрен без фамилии, подцепленный среди алкогольных паров бурной вечеринки.
Полина вырывается и, прибежав домой прямо в расстёгнутой блузке, кидается самоудовлетворяться. Самоудовлетворение оказывается весьма эффективным. Всё, теперь Полина точно знает, что женщинам мужики не нужны! "Папа" был прав... папа её поддержит...
Но рыжая Настя ведёт себя странно. Она отворачивается от Полины и увлечена лишь картинками в книге, стащенной из библиотеки! Полина вглядывается в гравюры, но не видит там Камасутры...
Более того, Настя тычет пальчиком в изображение отца Полины и несёт околесицу о том, что именно он определит их общую судьбу и даст им некую силу.
Полина в шоке. Какую ещё силу? А секс когда?! Как, неужели шизофреничка раздавала Полине свои авансы, ничего конкретного не имея в виду?!
И вот Настя выгоняет Полину из своего дома, и бедняжка понуро бредёт прочь под проливным дождём. Так вот ты какая, непростая женская любовь! Где он, где отвергнутый Саша?! На удачу, Саша на боевом посту - в злачном заведении.
Два одиночества повторяют попытку слиться в экстазе, на этот раз сравнительно удачно. Характерно, что сардонический папаша Полине больше не является. Вот что значит как следует разозлиться на подружку-динамщицу!
Ранним утром Полина радуется своему новому открытию - мужики не так противны, как она думала. Барьер женской бисексуальности успешно преодолён, девушка готова к карьере уличной проститутки.
А что же Саша? Недогадливые зрители скучают и обдумывают, куда подать жалобу на самую скучную в мире сцену "двое помятых утром после секса". Но мы с вами не повторим этой ошибки и рассмотрим сцену под лупой моей единственно правильной концепции.
Из окна квартирки любовника Полине открывается вид на городишко - крыши, крыши, ещё крыши, а под каждой сопит сладким сном какой-нибудь мужик, и всё это богатство пока не знает, что оно буквально у ног тупой сисястой русскоязычной студентки из колледжа.
Кривая ухмылочка на устах Полины ясно говорит - её мысли не о духовном. Растерянно улыбаясь, Саша понимает, что второй акт этой драмы будет посвящён его борьбе за женскую верность. Его борьбе со всеми этими волосатыми и мускулистыми дурнопахнущими, рыгающими и чавкающими настоящими мужиками, на которых он так хочет быть похож, но пока не получается.
Шутки ради завистница ставит препону на пути их чистой любви...
...и Полина тут же пользуется этим предлогом, чтоб снова призвать призрак Папаши. Следует весьма прозрачный диалог Полины и Саши (цитата неточна): "Мы должны расстаться, Саша! - Почему?! - Так надо! - Кому???!!!"
Она оставляет без ответа этот вопрос. Да Саша и сам знает, что вопрос его риторический.
Мысли Полины вновь полностью занимает образ Отца. Но это уже не тот Отец, который на собственном пошлом примере предостерегал дочь от беспорядочных связей с его похотливыми собратьями. Нет, Полина поменяла знак минус на знак плюс.
Да, папа гулял от мамы, пока однажды не слился в широкий мир окончательно. Но с кем он гулял? Были ли эти дамы довольны папой? Умел ли он делать их довольными? Не знает ли он, как ей, Полине, научиться быть довольной?
Контрольный скриншот: всадник на чёрном коне въезжает в Красный Цветок.
Вот он, главный вопрос, с которым фильм выходит на финишную прямую. Половая самоидентификация героини состоялась, лесбийские наклонности подавлены. Но до каких пределов девушке стоит идти в исследовании вновь выкристаллизовавшейся гетеросексуальной сущности? Гулять от сомнительно денежного Саши или не гулять - теперь, когда Полина смогла преодолеть своё отвращение?
Вот вы смеётесь, а я сейчас чуть чай на клавиатуру не разлила. Ржунимагу, до чего люблю пересказывать фильмы правильно.
Конечно же, вышеперечисленные вопросы - мой очередной домысел. Если в сценарии Гроховской и есть недостатки, то они состоят в том, что зрителю приходится самому домысливать направление, в котором пойдёт развитие сюжета. Впрочем, недостаток ли это?.. А вы говорите, мейнстримная жвачка! Нет, это воистину авторское кино, где зрителю приходится думать.
Вот, наконец, наступает ошеломляющий финал. Истолковав гравюру в волшебной книжке как образ принесения безразлично покорного женского тела в жертву всеобъемлющему мужскому сластолюбию, Настя бормочет "Что-то пошло не так!" и бежит к Саше.
Отправленная в отставку подруга и брошенный любовник надеются вернуть Полину на стезю моногамии. Однако, Полина уже бродит по празднично украшенной улице в поисках первого клиента. В Чехии время рождественских распродаж, а значит, поток богатеньких немецких туристов.
Как копытом по лбу, Настю озаряет, что Полина не потеряна для неё. Действительно, в каждой новогодней гирлянде Полине чудится красный цветок... Студентка колеблется. Лесби, гетеро-... сам чёрт ногу сломит... а ведь есть ещё и просто мораль! Через желания своего тела девушка смогла переступить, но последний барьер девичьей скованности ещё не рухнул и случайный секс за деньги Полину всё-таки пугает.
Обратите внимание, именно в этот момент, а не во время секса с Полиной, Саша избавляется от гомосексуальных наклонностей. Изящная виньетка, прибавляющая фильму дополнительное очарование. Лесбиянка Настя вдруг воспринимается Сашей не как духовный товарищ, а как конкурентка в борьбе за тело Полины.
Луч ненависти, посланный им в адрес рыжей бестии, возымел результат. Поняв свою силу, Саша, уже как настоящий мужик, кидается возвращать Полину в объятья приказным порядком.
Тем временем, эмигрант, владеющий замком и имеющий внешность "Отца", прямо на улице снимает Полину на ночь.
Но никакого энтузиазма в ней больше нет. Замечу, здесь зачем-то снова приплетён "Призрак оперы" Джоэла Шумахера: у сексуально активизировавшегося "Отца" приготовлено белое платье для инициации "дочери". Но в "Призраке оперы" оказавшийся поддельным "Отец" отпускает на волю "дочь", а в "Цветке Дьявола" зятю приходится сразиться с будущим тестем за руку избранницы.
Итак, "Отец", от слепой родительской любви толкавший дочь на самоизоляцию от мужчин любой ценой, вплоть до лесбийской связи, обернулся вожделеющим её же потаскуном, понесшим справедливое наказание.
"Цветок Дьявола", тем самым, открывает или продолжает (других-то фильмов я не смотрела, а вам виднее) тему издержек воспитания девочек в неполных семьях. Компенсация недостатка отцовской заботы может принимать уродливые формы и толкать девочку на сексуальные эскапады, пугающие приличных мальчиков. Однако мальчикам не стоит комплексовать и кукситься. Рыкни-рявкни, и да убоится жена мужа своего, и неча ей вечно слушаться выдуманного папу. Муж главнее.
Спасибо за внимание. Не ходите в кино, лучше за пивом:)