Одиссея одного сержанта по чужим смертям

Sep 12, 2010 20:05

Сержант Калень. Реж. Ева Петельска, Чеслав Петельски.
Польша, 1961, ч/б, 94 мин., дубляж киностудии им. М.Горького. Оригинальная версия - 103 мин. В главной роли Веслав Голас.
Поляки называют свой фильм "суровым, брутальным" и спойлерят финал. О нет, братцы, даже суровое и брутальное кино заслуживает право на неожиданное развитие событий!
"Сержант Калень" - такое кино, где брутальная форма не столь важна, как брутальное содержание.

1946 год. Военный шофёр Хиполит Калень, калач тёртый, мечтает демобилизоваться, взять красивую молодую бабу и махнуть к новой жизни на "освобождённые" земли Польши. За мир во всём мире он не борется, кручина трудового народа его не тяготит, да и красивых бесхозных молодух вокруг слишком много, чтобы сосредотачиваться на духовном.

Служит Калень в таких местах, где жизнь человеческая вообще ничего не стоит. Антикоммунистическая партизанская война в самом разгаре, и однажды Хиполит попался в руки польского националистического подполья, а там и бендеровцы подоспели, да и свои бросившему оружие сержанту теперь не особо доверяют...

Попадая в плен и спасаясь из плена, Хиполит проходит те же испытания, что и герои иных плутовских романов. Первое время "Сержант Калень" твёрдо удерживается на позициях приключенческой комедии, пусть и с трагическими нотками. Особенно впечатляет импровизированная оборона при помощи "пищали" - пушечки XVIII века.

Но довольно быстро смешно быть перестаёт. В тот ли момент, когда становится ясно, что гладкий аристократ-коммунист Вержбицкий ведёт отряд на верную смерть, пока ещё есть шанс сделать военную карьеру... или в тот момент, когда понимаешь, что партизаны талантливо неуловимы и бескомпромиссно жестоки... или ещё раньше, когда Хиполита только добрая воля полковника спасает от клеветы мстительного кляузника...
Образы лесных разбойников-отщепенцев, пожалуй, неглубоки, одномерны, зато всё, что может быть непарадного в бывшем национальном боевом братстве, повёрнутом на рельсы скорой общегосударственной демобилизации, - всё здесь есть.

Пронырливый, антиромантичный, живущий одним днём Калень на этом фоне постепенно превращается не просто в главного героя, а именно в главного положительного героя.
Потому что он единственный, кто выживает честно, не за чужой счёт.

И главное в предыдущей строке не только "честно", но и "выживает". Ни ложь, ни честность, - ничто из области высокодуховных абстракций не может помочь людям, когда вот они, а вот Смерть, а со Смертью торговаться бессмысленно.
На секунду только покажется, что минное поле и засада у обочины - та дорога мужества, которую должен пройти каждый мужик, и чудо спасения вознаградит героев за... преодолённый страх? Нет, за отчаяние. Бесконечное отчаяние крайнего шага.

Но чудес не бывает, и финал в стиле "Неуловимых мстителей" зрителя не ждёт. В первую очередь потому, что братья Каленя по оружию не вполне адекватны в вопросах самосохранения. Собственно, весь фильм по нарастающей идёт рассказ о том, как далёкий от проблем героизма мужичок Хиполит однажды впал в тот же транс, который привёл на дорогу мужества тех, кто умирал на его глазах.

военное кино, 1960-1969, мужское бессознательное, польское кино

Previous post Next post
Up