Истинное отдохновение души. Особенно после моего позорного зрительского провала с "Криком муравьев" иранского режиссёра с труднозапоминаемой фамилией, которую я в прошлом посте набирала по бумажке, а сейчас бумажку выкинула.
Сказать о фильме Мурнау, что он экспрессивный, всё равно что назвать воду мокрой. А как тогда быть? Он бешено экспрессивный!
Движение почти всё время по диагонали кадра, я глазам не верила. Попыталась вспомнить хоть один фильм, который снят в похожей манере... нет, не хватает мне эрудиции. Да ещё и человеческие фигуры в кадр вписаны всякий раз идеально, в полном соответствии с правилом золотого сечения. По-моему, "Фауст" совершенно необходимо смотреть всякому фотографу, учащемуся строить кадр. С многофигурными композициями и без оных.
Если судить по текстам в Интернете, с точки зрения красоты съёмок и постановки принято особо выделять эпизод с полётом Мефистофеля и Фауста. А я бы ещё эпизод с пармской красавицей выделила, сказочный во всех смыслах, - мизансцена очень запоминающаяся, а движения камеры скупые.
Ах да, ещё же надо ругнуть современные компьютерные спецэффекты, как же без этого. Но воздержусь. Зачем про убогое среди похвал великому? Глаз зацепило разве что неприкрыто картонное происхождение маленького корабля под полными парусами, зато абсолютно всё остальное примиряет с несовершенством рода людского и унылым однообразием компьютерной графики.
Одна из главных сложностей в просмотре лент Великого Немого (для меня) - диссонанс между старинными и нынешними понятиями о красоте. Но и тут никакой осечки, слава богу.
Старый Фауст величав, молодой Фауст на удивление симпатичен (хоть и накрашеный), Гретхен вообще безупречна.
Мефистофель скорее злопакостен, чем страшен. И смешон, перепугавшись под натиском влюблённой пенсионерки. Поэтому финал не стал неожиданным, ведь я не верила, что Фауст не найдёт способа спасти свою душу. Но как-то непривычно видеть Мефистофеля духом необольстительного зла. (В этой связи любопытно, какой в итоге фильм получится нынче у Сокурова).
Ангел почему-то навеял ассоциации с языческими культами. Откуда бы им у меня вообще взяться?