Jun 24, 2010 06:52
Сначала это было для меня только имя. Пристойное имя, сопровождаемое неловкой для русского уха фамилией.
(Знакомство первое)
Вернер Херцог! Агирре-Носферату! Пароль и отзыв для допуска в мир синефилов “за идею”.
В Рунете сквозь дымку странных речевых оборотов, сопровождающих медиа-трансляции его режиссёрского величия, образ Вернера Херцога дразнит аурой маргинальной богемности. Этакий дядька растрёпанного вида, который сбрасывает в пропасть очередного парня из массовки всякий раз, когда не дерётся с Клаусом Кински и не пинает ногами лилипутов. Ну чистый псих, возможно припадочный.
(Знакомство второе)
Отчего бы и не взглянуть на плоды бешеного гения? Взглянула.
Никто не подсказывал, сама выбрала для первого знакомства “Агирре, гнев божий”. А затем “Носферату, призрак ночи”, причём на немецком языке, из которого свободно перевожу только стандартный набор слов (ахтунг, яволь, хенде хох, гитлер капут, руссиш швайн и матка кура млеко яйки).
Бешеный гений оказался мечтателем, строящим фильмы по законам музыки.
(Знакомство третье)
А потом появилась книга интервью “Знакомьтесь - Вернер Херцог”, составленная историком кино Полом Крониным и опубликованная в русском переводе издательством Rosebud Publishing в 2010 году.
Прочла, и стало понятно, почему Пол Кронин специально оговорил, что Херцог далеко не сразу решился поговорить о самом себе с профессионалом. Ибо не теоретик. Он практик, и он любит свои фильмы и людей, которые их делали.
Это был уже мой третий Херцог. Не бешеный гений. И не композитор с кинокамерой. А нормальный такой мужик, который не позволяет душе лениться и верит в “экстатическую правду”. Совершенно нормальный человек, как я и вы, только снимающий анормальные фильмы уже много лет.
Живёт свою жизнь так, как хотела бы я прожить свою. Отвечает на те вопросы, которые я себе даже не решалась задать.
Поэтому позволю себе обратить ваше внимание на то место в рассуждениях Вернера Херцога, которое, по всей видимости, не вызвало пока горячего отклика среди прочих рецензентов.
В главе “Подлинное изображение мира” Херцог рассказывает, как из любопытства в 1969г. провёл где-то в Африке (упоминались Кения и Танзания) эксперимент среди местных жителей. Им показывали простые картинки и просили назвать, на которой изображён глаз, а какая перевёрнута вверх ногами.
У нас такие задания выполняют малышата в детских садах, правильно? А взрослые африканцы не справились. “Совершенно очевидно, что для местных жителей все пять картинок были просто абстрактными цветовыми пятнами. Мозг у этих людей обрабатывает изображение как-то иначе, чем у нас. Я до сих пор толком этого не понимаю, но могу сказать определенно: они все видят по-другому”, - откомментировал свой эксперимент Херцог.
Пожалуй, это был самый ценный практический опыт для режиссёра. Он ведь потом только о них и снимал кино - о тех, кто всё видит по-другому
книги о кино,
1970-1979,
арт-кино