Давно искала телеспектакль 1980г. "Похищение чародея" по Киру Булычеву с Натальей Даниловой в главной роли. Запомнился с юных лет.
(Если вдруг кто не в курсе): Два учёных-спецназовца из 28 века оборудовали временный опорный пункт в белорусской деревушке конца 20 века, чтобы оттуда провернуть операцию по спасению учёного гения 13 века, которого в такую же ночь сотни лет назад убьют при штурме (бело)русского города.
Через свой хроновизор гости из будущего в компании с нашей современницей наблюдают, как костлявая рука войны сжимает пальцы на горле обычных восточнославянских мужичков, безразличных машине смерти агрессивного рыцарского ордена.
В феодальных войнах всегда гибнут мелкие людишки, о которых никто и никогда не вспомнит и которые имели полное право на жизнь - и вовсе не были "мелкими", и этот факт служит предметом одновременной рефлексии и гуманистов из будущего, и девушки из 20 века, и самих деятелей кровавого средневековья...
Словом, та самая слеза ребёнка в историческом освещении и историческом развитии. Причём у умников из будущего нет права ни осуждать, ни подсказывать - из-за того самого "эффекта бабочки", который никто не в силах отменить.
По-моему, Кир Булычев колоссально угадал с сюжетом, даже если он не первооткрыватель темы.
Память сердца привела к одноименному 100-минутному х/ф Свердловской киностудии 1989г. И не подозревала о его существовании, а он есть и ещё в 2005г. издан на dvd.
Режиссёр и сценарист Виктор Кобзев сосредоточился на мучениях жертв войны. Скажем, симпатичный мальчишка-пастушонок на переднем плане улепётывает из последних сил от беспредельщика с топориком. Шансов никаких, и после первого удара топориком в позвоночник немедленно следует второй удар... Ужас! Ужас во весь экран!
Батальная сцена напомнила соответствующий эпизод второй части "Властелина колец". Такая же безнадёга, и силы зла ничем не остановить. Правда, масштабы бюджета тоже ничем не замаскировать. Но поскольку осмысленности больше, - на экране ни одного эльфа и древнерусские города действительно периодически переживали кучу неприятностей, - всё в целом смотрится с неменьшим напряжением, чем оборона Хельмовой пади.
В одной из главных ролей - Владимир Гостюхин (активный деятель кровавого средневековья). Я-то, дура наивная, всегда полагала, что Гостюхина эксплуатировали только в ролях "простых русских мужиков" а'ля персонаж из "Урги". После "Лунной радуги" и "Похищения чародея" концепция окончательно пересмотрена. Гостюхин - актёр на роли сильных духом, но всё равно замкнутых и мятущихся интеллектуалов.
Исполнительница главной женской роли Юлия Ауг ведёт свой журнал.
Вот её пост о Гостюхине.