Посмотрела "Лебедев против Лебедева" Генриха Габая по сценарию Феликса Миронера (Мосфильм, 1965, ч/б). В главной роли Владимир Рецептер. Из популярных актёров - важные роли второго плана у Леонида Броневого и Михаила Державина. Мелькнул Кахи Кавсадзе.
Кино-демотиватор. Мягко давящее зрителю на все болевые точки разом.
Сиюминутные биографические альтернативы Олега, обычного младшего научного сотрудника в возрасте "под тридцать", показаны без конвенциональных приёмов, то есть зритель почти никогда не знает, происходит действие взаправду или в воображении героя.
Взаправду он трус, приспособленец и неудачник. В воображении всё наоборот.
Взаправду живётся так себе, но вполне сносно. В воображении тоже не всё пучком, но иногда очень неплохо.
Взаправду он, что называется, "хороший парень". Тряпка, но чуткий. В воображении - плейбой и конфликтная личность. Выбирайте, какой вам больше нравится.
Кстати, я тут недавно ругалась на "Вечер, поезд" Андре Дельво (Франция, 1968), где тоже неуравновешенная личность играет в игры с альтернативной реальностью. Мол, герой там не мужик, и потому мне лично неинтересен.
Даю поправочку: неинтересен, когда сам не считает свой статус "немужика" проблемой.
В "Лебедев против Лебедева" герой мается именно осознанием своей (гендерной?) никчемности. А поскольку он совершенно обычный советский гражданин, то, конечно, речь шла о гендерной никчемности целого поколения, каким его хотела видеть официальная власть. Лишённым инициативы, напористости и самоуверенности.
Однако, многое из того, на что не решился Олег, легко и непринуждённо делали его ровесники-друзья. Знакомство с прохожей девушкой, конфликт с начальством, укорот доносчику, общественный пендель смазливой карьеристке...
Значит, не было у Олега никаких препятствий для того, чтобы быть "мужиком". Никакая советская власть ему крылья не ломала. Сам скукожился. Хотя в детстве был нормальным пацаном, лез в драку против троих не раздумывая.
Сложный фильм, очень сложный для выстраивания логических цепочек.
Поляки придумали термин "кино морального беспокойства" и подарили его своим фильмам 1970-х. Предлагаю поляков раскулачить. Хороший термин, очень подходящий для фильма Г.Габая.
Из-за сложной биографии режиссёра, "Лебедев против Лебедева" стал практически забытым фильмом.
А ведь это был один из манифестов поколения...
Хотела написать что-нибудь одухотворённое. Проверила, что одухотворённого уже написано.
И вот читаю о главном герое: "
Скромный, наивный и нерешительный..."
Иногда меня пугают люди, пишущие о кино.
Почему СКРОМНЫЙ? В чём НАИВНЫЙ?
История матёрого конформиста. Для абсолютного большинства из нас - личная история. Круг общения в нужную сторону расширять не умеем, под чью-то власть рано или поздно входим, и гнетут нас люди-тролли.
Кто из нас скромен и наивен, шаг вперёд!