Об одном неудачном представителе киберпанка

Jan 24, 2010 13:01

Знакомясь с понятием киберпанка в кино, обратила внимание, какая печальная участь постигла фильм 1982г. "Трон" режиссёра Стивена Лисбергера с Джеффом Бриджесом в главной роли. Зрители остались недовольны. По крайней мере, так писали в заметках по истории киберпанка. 
В том же году вышел "Бегущий по лезвию бритвы" Ридли Скотта, постепенно закрепивший свои позиции в анналах киноклассики. Что же не так с "Троном"? - думала я.

Тут Американская Гильдия киноактёров расщедрилась на премию Джеффу Бриджесу за лучшую мужскую роль, и настало мне, наконец, время покормить дисковод диском с "Троном".

В корпорации по производству компьютерных игр и программ руководящий пост занимает деятель, стибривший чужие разработки компьютерных игр.
Настоящий разработчик Флинн (в этой роли как раз Джефф Бриджес) уже три года пытается восстановить свой пароль в сети и выудить из компьютерной памяти файл, где обозначено настоящее авторство прибыльных игрушек о битвах "Параноидов". Однако программист-вор поставил на все компьютеры корпорации некую программу-страж ПМК, изначально шахматную игру, которая блокирует все вирусы, засылаемые обиженным Флинном.
Злобный ПМК по собственной инициативе крадёт по всей сети чужие мирные программки - бухгалтерские, например, - и методом гладиаторских боёв заставляет их отречься от верности юзерам и стать на службу ПМК, мечтая превзойти своего разработчика. Революция латиноамериканского типа прямо-таки:)
Тем временем ещё один работник корпорации разработал полезную программу "Трон", которая должна диагностировать и устранять ошибки других программ. Благородный Трон тут же был похищен злодеем ПМК, а разработчик Трона обратился к Флинну за помощью в организации хакерской атаки. 
Стоило Флинну подключиться к компьютеру корпорации, как ПМК... дезинтегрировал парня и из биосферы перенёс внутрь компьютерной реальности. Там, внутри, среди плат и контактов, кипят интриги и вершатся политически важные решения. Перепуганные программы всерьёз выбирают между верностью юзерам и выживанием под пятой ПМК.
Превращённому в компьютерную программу Флинну ничего не остаётся, как найти героического бойца-сподвижника среди пленённых ПМК бухгалтерских программок и вместе с ним, с Троном и с девушкой-программой свергнуть ПМК...

Короче, старый добрый "Властелин колец" в виде скучной компьютерной игрушки. Все в латексе и в шлемах, братство до конца, нужно дойти до Башни, и полный экран компьютерной графики.

Первые пять минут этой битвы за авторские права на "Параноидов" я ещё ничего, смотрела внимательно. Потом вполглаза. Потом вполуха. Потом ушла на кухню заваривать чай. Вернулась к экрану как раз тогда, когда две компьютерные программы (одна из которых, на самом деле, живой человек) принялись целоваться. Знаете, бровью не повела. Если бы у Лисбергера было хоть малейшее чувство юмора (а в фильме персонажи острят довольно много, но всегда неудачно, не смешно), от героини тут же начали бы отпочковываться крохотные компьютерные программки. Хоть какое-то оживление в кадре наступило бы:)

Конфликта нет. Копание в мелких деталях вместо заострения внимания на чудесах. Да там человек был переведён в биты информации и всосан внутрь компьютера, а потом интегрирован обратно! Это ж какой сюжет можно (было) развернуть!
Словом, с "Бегущим по лезвию" вообще не сравнить.

В конце 2010г. ожидается некое подобие сиквела "Трона", которое станет режиссёрским дебютом какого-то умника польского происхождения Джозефа Косински. У парня интеллектуальный вид, спору нет, но на кой ему такой дебют?! Ему примера третьей части "Детей шпионов" для острастки мало, что ли?

Кстати, словарная статья "Киберпанк" сейчас выглядит так:

Киберпанк в кино (англ. cyberpunk - компьютерный беспредельщик, производное от слов cybernetics - кибернетика и punk - отребье) - рождённый с формированием экранной культуры общества вид антиутопии, “в котором миром правят не политики, а мегакорпорации, делающие народы рабами виртуальной реальности, создающие систему тотального контроля” (c) Юрий Гладильщиков. Одна из разновидностей кинофутуристики наряду с постапокалиптикой, К. разрабатывает тему и образ постиндустриального будущего, в котором врастание компьютерных технологий в системы жизнеобеспечения общества (или каждого индивидуума в отдельности) привело к непрогнозируемым и неуправляемым социальным и психологическим последствиям и, в целом, к дегуманизации общества («Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта 1982, «Трон» Стивена Лисбергера 1982, «Газонокосильщик» Бретта Леонарда 1992, «Странные дни» Кэтрин Бигелоу 1995, «Джонни Мнемоник» Роберта Лонго 1995, «Матрица» Энди Вачовски и Ларри Вачовски 1999, «Клетка» Тарсема Сингха 2000). Сюжет К. могут составлять отношения хакеров с транснациональными корпорациями, в том числе управляемыми искусственным интеллектом, а также манипуляции массовым сознанием с помощью технологий, внедрённых в каждый дом (телесериал «Дикие пальмы» Кэтрин Бигелоу и др. 1992, «Разоблачение» и «Хвост виляет собакой / Плутовство» Барри Левинсона 1994 и 1997). Из-за расстановки особых стилевых акцентов К. часто сравнивают с неонуаром. См. также Дизельпанк, Ньюкпанк, Стимпанк.

UPD: "Трон" оказался не киберпанком!
UPD2: Всё-таки итоговое определение никак не соотносится с термином. Ключевое слово в определении - явно не "панк", а "корпорация". Словом, словарная статья мне нравится, и пользоваться я ею буду, но это статья на слово АнтиКиберУтопия.
А понятие "киберпанк", если оно вообще существует, должно проистекать только из понятия "панк".

словарь кинокритика, 1980-1989, комиксы

Previous post Next post
Up