Такое определение вынес Свердловский областной суд (судья-докладчик Сомова Е.Б.) по делу, в котором адвокат Роман Качанов обжаловал действия и.о. начальника 2-ой колонии (г. Екатеринбург) Короткова по отказу в его свидании с подзащитным - осужденным Финогеновым Д.А.
Обстоятельства дела заключаются в следующем.
9 февраля прошлого года адвокат Роман Качанов пришел в ИК-2 для свидания с осужденным Финогеновым. Однако и.о. начальником данной колонии Коротковым В.Л. ему в этом было устно отказано. Никакого письменного ответа с основаниями отказа адвокат так и не получил. В мае 2012 года Роман Качанов подал на Короткова заявление в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга. 26 сентября 2012 г. судья этого суда Павликова М.П. вынесла Решение, согласно которому были признаны незаконными действия Короткова по не предоставлению адвокату Качанову ответа на его требование о вызове осужденного; однако суд признал законным отказ в свидании. Невероятно, но факт. Какие же основания?
Дело в том, что суд, следуя позиции ответчика, сослался на пункт 119 совместного Приказа Минздравсоцразвития и Минюста РФ от 17 октября 2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», согласно которому можно временно «приостанавливать» свидания и посещения заключенных, в связи с карантином либо, если такое свидание подорвет его состояние здоровья (?!).
Мало того, что такие критерии расплывчаты и неопределённы. Главное то, что эта норма очевидно противоречит российской Конституции, статья 55 которой устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в определенных целях. Право на квалифицированную юридическую помощь - это такое же конституционное право, как и все остальные (статья 48 Конституции РФ), а, следовательно, оно тоже может быть ограничено только федеральным законом, а не каким-то непонятным межведомственным приказом двух федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, антиконституционная нормотворческая деятельность Минюста и Минздравсоцразвиятия - налицо!
Эта антиконституционная деятельность выливается в конкретные последствия. Дело в том, что, под предлогом применения этого пункта 119 Приказа, на основе фиктивных медицинских заключений отказывают в посещении заключенным не только адвокатам, но и следователям, и прокурорам, и даже членом общественных наблюдательных комиссий, чему есть примеры.
Особенно этим «грешит» пресловутая екатеринбургская «двойка», на территории которой функционирует областная больница для заключенных, и которая «славиться» своими изощренными пытками и истязаниями, а также шатающимися по колонии пьяными осужденными, имеющими привилегию делать все, что угодно и исполняющими любые незаконные и преступные распоряжения администрации. Чему также многочисленные свидетельства, как самих осужденных, так и их защитников. А функционирующее на территории этой колонии ПФРСИ - вообще «песня»….
Судебное заседание по данному делу Свердловского областного суда состоялось 29 января. Адвоката Роман Качанова в суд пришли поддержать известные правозащитники Алексей Соколов и Дмитрий Рожин, а также гражданские активисты. Однако Областной суд остался непреклонен - вопреки Конституции Российской Федерации все-таки применил ограничивающий права граждан пункт 119 совместного Приказа Минздравсоцразвия и Минюста РФ. После получения апелляционного определения Областного суда, правозащитники намерены действовать дальше - вплоть до обжалования этого Приказа в Верховный Суд Российской Федерации.
См. также видеоматериал из Свердловского областного суда по данному делу (автор - Алексей Соколов, НП «Правовая основа»):
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=7b1GqtvnP50 Оригинальный источник:
http://pravo-ural.ru/2013/01/30/v-rossii-bolnye-zaklyuchennye-lisheny-prava-na-yuridicheskuyu-pomoshh/