Экспедиция 2011. Казахстан. П-ов Мангышлак. Часть 3.

Sep 12, 2011 19:49

Продолжение...

Часть 3.

День 6.

Проснулись, покушали и двинули в путь. Вчера должны были доехать до Жыгылгана, где на побережье планировалась дневка. Но, так как вчера доехать до места не успели, решили делать полудневку.




Выбрались на грунтовую дорогу, пересекли асфальтированную и направились к меловому останцу с почти квадратной дыркой наверху. Слазили, сфоткали, но спускаться было страшновато, порода обваливается и везет тебя вниз, все порезались, но оно того стоило.







Вернулись на асфальтированную дорогу, но радоваться долго не пришлось, через несколько километров трек снова свернул на грейдер достаточно хорошего качества, шли по нему 90 км/ч.

Грейдер продолжался километров 50, и, после затяжного подъема мы увидели Каспий. Ушли с грейдера на грунтовки, и, так как планировалась дневка, решили ехать до точки и уже там купаться и отдыхать.

И вроде все шло хорошо, но в каком-то месте я, видимо, пропустил поворот или заглючило навигатор, в итоге уперлись мы в отвесную скалу. Дорог ни где не видно. Место из себя представляло небольшое плато, с одной стороны которого было море, а с трех других полукругом шли отвесные стены.




Ползали по котловану около 3 часов, пока нашли выезд наверх. Несмотря на то, что заблудились, все равно было интересно и красиво.

Следующей достопримечательностью на маршруте стал древний некрополь Кенты-Баба. На плиту с названием и годами постройки некрополя кто-то заботливо положил череп крупнорогатого. Смотрелось неплохо.







Годы постройки на табличке написаны 5-15 века. Но тогда не понятно откуда взялись выдолбленные рисунки животных, очертания рук и т.п. Ведь рядом есть надписи на арабском языке, т.е. люди уже умели писать, и, наверняка были краски. Зачем сделали такие рисунки для меня осталось загадкой.




Так же на могильных плитах были высечены мечи, по нашим догадкам это вид деятельности умерших.







Только мы собрались уезжать, как откуда не возьмись выплывают два казаха. Подошли, поздоровались, попросили водички и удалились по каким-то своим делам. Ближайшее поселение оттуда было километрах в 60 в любую сторону. Что они там делали, тоже не понятно.

Двинули мы дальше, пролетели еще несколько поворотов, но все же минут через 40-50 выкатились на обрыв. Это был Жыгылган. Словами это не передать, и моими фотографиями, наверное, тоже.










Огромный котлован почти идеально круглой формы образовался в результате обвала породы. Внизу разбросаны огромные камни, похожие на куски гигантского пирога, большинство из них с настолько ровными гранями, словно их вырезали ножом. В общем зрелище потрясающее.










Отфотографировались и поехали вниз, к морю. Ехали на первой пониженной, дорога узкая и с очень крутым уклоном как доковым, так и продольным, причем с левой стороны подъем, а с правой обрыв. Честно, было страшновато. Но подъем по этой же дороге дался мне на моральном уровне тяжелее.

Спустились вниз и погнали по пляжу в поиске подходящего для лагеря места. Мне приспичило выехать на берег. Беру небольшой разгон и… опять вляпываюсь в солончак. Поковырялся взад вперед и выехал сам. Вдоль всего берега идет полоска этого солончака, так что на берег без хорошего разгона не проскочить. Так же были видны следы относительно недавно застрявшей машины, думаю им около месяца.

Нашли место, разбили лагерь, и скорее купаться. Это блаженство, на улице около 45 градусов, все в пыли, все уставшие, и тут море! Вода градусов 27, правда до глубины идти надо метров 400. А то воды примерно по пояс. Каспий не очень соленый, вода мутная, дно песочное. Кайф в общем. Но по фотографиям я ждал более прозрачной воды, но она еще будет.










Оставшийся день отдыхали, купались, гуляли, кушали, загорали - одним словом расслаблялись.

День 7.

Проснулись рано, и бегом купаться в море. Ребята устроили зарядку, размяли нас, затем быстренько перекусили, собрали лагерь и двинули в путь.

Предстоял нам крутой подъем на верх упавшей земли. Взяли дистанцию, включили понижающий ряд и потарахтели по дорожке. Приходилось преодолевать высокие камни, крутые подъемы с торчащими булыжниками. Учитывая мой умерший передний редуктор, мне было больше чем не по себе, но дизельное сердце упрямо тянуло вверх.
Выехав на ровное место испытали облегчение. Я знаю, многие скажут, что этот подъем еще цветочки по сравнению с какими-нибудь перевалами, но это мой первый опыт и первая поездка, поэтому такие эмоции.

Проехали по краю обрыва на дальний мыс Жыгылана, сфотографировались и покатили дальше.

Следующим пунктом был источник Тамшалы. Сначала дорога шла по верху степями, потом резко развернулась на 180 градусов и пошла по краю обрыва еле видной колеей. Причем колея была достаточно узкой, справа стена, слева обрыв, рулить особо негде.

Спустились относительно верха метров на 15 вниз, далее слева показался резкий спуск куда и уходила дорога. Подъехали, вышли посмотреть уклон и камни, так же расставить операторов-фотографов. Решили, что я поеду первым. Горка получается на 90 градусов слева от меня, т.е. если начну с таким поворотом, то перевернусь. Корячусь среди камней, чтобы начать спуск по прямой. Включаю пониженную первую, отпуская тормоз, сцепление и медленно подкатываюсь к краю. Капот закрывает дорогу, вижу впереди только небо, а по бокам резко уходящую вниз землю. И тут я понимаю, что не могу заставить себя отпустить тормоз.







Откатился назад, и попробовал еще раз, но пересилить себя не могу. Реально страшно. Не увенчалась успехом и третья попытка. Парни уже начали прикалываться, пропустил вперед Митсу, Ваня на понижайке немного притормаживая съезжает вниз.

А ребята все подкалывают, говорю, садись рядом, сейчас сам все увидишь. С улицы оно по-другому смотрится, а из машины не видно ничего. Подъезжаю в четвертый раз, отпускаю тормоз и машина катиться вниз, пытается разгоняться, но японцы подобрали числа так хорошо, что коробка не дает мотору раскручиваться и я без тормоза со скоростью км 6 в час съезжаю вниз.




Только внизу ребята признались, что им тоже было страшно. Затем, пару раз заглохнув еще на верху, нас догоняет нива.

Километров 15 едем по грунтовкам, и упираемся в источник. Бросаем машины и идем на разведку. Если заезжать с другой стороны, то место легко доступно почти на любой машине, видимо оттого оно и настолько загажено. Кругом окурки, бутылки, пакеты, стены расписаны баллончиками. Ужас, в общем. Сфотографировались для галочки, попробовали воду на вкус, соленая, и уехали.







Почти от источника начинается грейдер, который выходит на асфальтированную трассу недалеко от Форта Шевченко. Заехали туда, заправились, пополнили запасы воды, прокатились по поселку, ничего интересного для себя там не нашли, вышли на шоссе и направились в сторону Актау.

Не доезжая километров 50 до Актау, трек уходит в степь по направлению к морю. Далее идет петляя по обрыву около 15 км, и, преодолев несколько тяжелых каменных участков, съезжаем к морю и попадаем в довольно крупное разрушенное и заброшенное поселение. Проезжаем его на сквозь и по одному из оврагов выруливаем на пляж.

Пляж мелкопесочный, к кромке воды ехать не рискнули, оставили машины и пошли пешком. Пляж чистейший песок шириной метров 300, а на берегу нас ждал кристально чистый Каспий. Справа и слева на многие километры идет этот пляж, и не души. Вода, правда, намного холоднее, на глаз градусов 22. Видимо из-за течений.

Все таки не зря я пер с собой маску и ласты, метнулся в машину, нацепил все на себя и полетел нырять. На дне вода холоднее еще на градус другой, без костюма особо долго не поплаваешь. Да и дно просто песчаное. Без камней и водорослей. Видел пару мелких рыбешек, ничего крупного. Но, видимо сильно зависит от места. Говорят на Каспии хорошая охота.







Остудились мы с полчасика и двинули вперед. Въехали в город Актау, и были поражены, везде чистота и порядок, красивые дома и виллы на побережье, цветы и газоны, практически одни иномарки класса Тойота Ленд Крузер Прадо, идеальный асфальт и светофоры! Как же мы отвыкли от них, я пару штук так и профигачил на красный.

Выехали мы на набережную, заехали покушать в ресторан. Заглянули внутрь, народу никого, столы накрыты скатертями, все так цивильно, а тут мы пыльные и грязные, решили не пачкать помещение собой, и сели с задней стороны ресторана с видом на море.

Заказали еды, и, только здесь за весь Казахстан оказались в наличии манты, правда, всего две порции. Поназаказали себе огромную кучу всего, несколько бутылок Боржоми, дюшесы, соки, салаты, шашлыки и т.п. На двоих получилось 800 рублей, и то осилить не смогли. Но было очень вкусно.

Узнали у управляющей, где можно купить сувениры. Она говорит в «ШУМе». Мы «где?». Она «Ну в ШУМе, вы, что не знаете где ШУМ? Все знают, где ШУМ». Ё-моё, а мы-то думаем, где же блин за 3 тысячи от дома, куда приехали первый раз купить сувениры. Нам же в ШУМ. Объяснила, как нам доехать, на деле оказался просто крытый рынок, тряпки, барахло всякое, кастрюли и небольшая сувенирная лавка.

Купить в ней было решительно нечего, ограничились магнитиками с Казахским флагом. Зашли в магазин, накупили провизии и отправились в сторону Жанаозена. На выезде из Актау увидели заправку КазМунайГаз, была акция, и все топливо было по 30 тенге, но очередь была огромной, стоять не стали, заправились по 81.

И только при выезде из Актау мы смогли заправить газовый баллон, но не потому что не было газовых заправок, нет, их было прилично, на них банально нет переходников для баллонов, только-то и всего.

Так же при выезде заехали в сервис, загнали ниву на подъемник, поменяли в первый раз за 80000 км (восемьдесят тысяч км!!!) масло в заднем мосту.

Все. Снова в путь. Доехали до впадины Карагие, ничего примечательного не увидели, кроме показателей навигатора, достигли толи -112 метров, толи -119 метров ниже уровня моря. Ехали в поздних сумерках, поэтому может в темноте ничего и не заметили.







Затем доехали до Жанаозена, пару раз чуть не въехав грузовику и УАЗику в зад. Блин, неужели так сложно купить 20 рублевые лампочки габаритов? Уже в ночи блудили по Жанаозену, и я почему-то раньше времени свернул с асфальта, в итоге катались зигзагами между нефте-качалками, пока не выбрались опять на дорогу.

Заночевали километрах в 15 от Жанаозена, отъехав подальше от заводов, деревень и фонарей.

День 8.

Утром все стандартно, покушали, собрались и в путь. Несколько раз трек уходил в тупики. Причем на достаточно большое расстояние от дороги. Это в конец доставало. На сегодня был план дойти до Бейнеу, и, если будет время, уйти дальше в сторону Атырау. Но, все без изменений, планам сбыться не суждено.

Итак, держим путь на Бекет-Ата. Так как уже достало делать чужие ляпы по навигатору, решено не сворачивать, а ехать прямо по грейдеру. В итоге вид с бугра Голбонше мы все таки созерцали, но, если судить по фото, то весной он выглядит намного интереснее и красивее, и еще. Только в Москве я понял, что это был именно он. А тогда стало очень обидно, что проскочили его.




Но больше всего меня расстроило то, что с таким же успехом мы профигачили мимо урочища Босжира. А ведь это было почти основное, что я хотел увидеть, эти останцы похожие на башни замка… Ну что же. Будет повод вернуться когда-нибудь весной, возможно совместив это упущение с экспедицией в Узбекистан, а может быть и дальше…

Добрались до мечети Бекет-Ата примерно около 12-13 часов, как раз самое пекло, как назло и воду в машинах оставили. Пошли по лесенке вниз, те, кто был, представляют себе эту лестницу. А еще представьте в дополнение к ней солнце и жару под 50 градусов. Классно, не правда ли? А самое забавное, что напрочь вылетело из головы, что смотритель-имам находится наверху, а не внизу!
Не слабо прогулялись, в общем.







Вокруг бегает небольшое стадо антилоп (?), тепло, красиво, вот только пить хочется. Спасибо тем, кто соорудил внизу небольшой источник и оставил кружки. Попили водицы, оказалось солоноватой, но нам было уже по барабану.










Сфотографировали выдержку из Корана, и отправились наверх. Три наших спортсмена решили, что отдыхать на подъеме не будут, и рванули за раз.

Оставшаяся часть, в которой находился и я, смогли осилить подъем только с 3 остановками, благо беседки стоят. Растрясли жиры, и то хорошо. Кроме нас, никто не пошел вниз. Хотя машин и людей на стоянке было достаточно много, видимо ограничиваются верхней, новой мечетью.

Посидели, отдохнули и снова в путь. Взяли курс на Бейнеу. Я хотел пойти напрямки по степи, и выйти на грейдер километрах в 40 от Бейнеу. Но подумав. Решили идти по самой накатанной колее, которая вывела нас на грейдер в километре от Сай-Утеса.




Покушали в шайхане, заехали в магазин, накупили холодной воды и пива, и полетели в сторону Бейнеу.

Как всегда нива шла по грейдеру, а мы с Элькой степными тропами. Я решил пожалеть машинку, и ехать сзади чуть медленнее. Время около 16.00, ничего не предвещало беды… Еду, впереди пылища от ребят, вижу, пыль начинает приближаться, проезжаю сквозь облако. На встречу выбегает Сашка, машет руками, мол, езжай медленно, не пыли.

Гляжу, нива съехала с грейдера, стоит перпендикулярно дороге, думаю, что же случилось? Спрашиваю у Сашки, а он отвечает. Колесо отвалилось! Я: У кого, у нивы? Сашка: Нет, в L200. Подъезжаю с мыслями, ну открутилось, ща назад поставим и поедем… а там…

А там выкрутился болт крепления верхней шаровой, еще два болта срезало, вывалилась шаровая и за собой выдернула ШРУЗ из переднего моста Эльки. Колесо подмялось под машину, и пропахали они на нем как на лыже. Вот это был финиш!

Позвонили, узнали во что обойдется эвакуатор, в пересчет на наши получалось 50 тысяч рублей до Актау. А дилера митсу там нет. И в Бейнеу нет. А в Атырау есть, но нет запчастей. Запчасти есть в Астрахани, но до нее без малого 1500 км. До Бейнеу 150, до Актау около 350 км.







Ну что же, покумекали и решили попробовать сделать, чтобы машина была хотя бы на ходу. Запихнули ШРУЗ, вставили шаровую, нашли болты, затянули. Проверили с другой стороны, решили протянуть, и, во время протяжки ломается еще 2 болта. Меняем. Вроде нормально.

Отступление: Элька лифтована проставками над шаровой, и, видимо когда делали лифт, поставили болты, абсолютно не подходящие под такие нагрузки. И вообще, узел не сильно надежный, поглядел у себя, такие же тонкие болты, тоньше мизинца. Это не серьезно для внедорожника, так же как и рулевые наконечники. На Фольксвагене Гольф они толще в два раза, а тут на джипе такая порнография.

Решили ехать до темноты, гнали на всех парах, 10 - 15 км/ч. ШРУЗ нещадно долбил по чашке редуктора, а что делать, ехать-то надо. Это был один единственный раз, когда мы позволили себе выпить за рулем. Подурачились немного.

Уже часа полтора как стемнело, когда мы остановились на ночлег. Посидели, экипаж Эльки припас с собой бутылочку виски, они планировали употребить ее уже на нашей территории перед отправлением в Москву, но, опять, планам не суждено сбыться. Выпили по три рюмахи под прощальный ужин, и завалились спать.

День 9.

Утром после всех мероприятий по принятию пищи и сбору шмоток, еще раз протянули все болты на Эльке, и потарахтели со вчерашней скоростью до Бейнеу. Оставалось нам около 60 км. К полудню добрались. Покушали.

Ребята понимали, что время нас и так поджимало, нам нужно было переходить границу и двигаться в сторону Черного моря. Сказали, что пойдут до Астрахани со скоростью 40-60 км/ч. Отпустили они нас. Мы попрощались, побибикали, и еще несколько минут трещали по рации, пока не удалились до прекращения сигнала.

Долетели до Кульсар, шли 80-90-100. Заехали на заправку, отстояли очередь, и тут, в рации раздается голос экипажа L200! Они, бибикая, проносятся мимо нас. Заправляемся, догоняем и обгоняем их. В общем, вместе мы доехали до Атырау. Они пошли дальше к границе, а мы тормознулись помыться в Урале.

Съезжаем к реке, там валяется рама от какого-то грузовика. Заезжаем за нее, парни идут мыться, а я решил сначала залить канистру соляры в бак, а потом уже и помыться. Пока суть да дело, парни уже помылись, полез и я. И тут слышу несколько выстрелов в небо. Ко мне подрывается казах, рыбачивший на берегу, машет руками и орет, уходите оттуда.

Как оказалось, этот остов машины обозначал начало запретной зоны, далее железнодорожный мост, откуда и стреляли его охранники. Быстренько пересекаем территорию и тормозим в разрешенном месте. Иду докупываюсь, одеваюсь и едем дальше.

На выезде из Атырау, ниву ловят полицейские, проверили документы и отпустили, это был единственный раз, когда тормознули нашу колонну в Казахстане. Через несколько километров догоняем Эльку и опять едем втроем.

Дорога к международному погран. переходу в Котяевке такого качества, словно ее вчера бомбили. Ужас! Около часа ночи меня начинает вырубать, до границы остается 80 км. Элька движется на границу, а мы ночуем прямо на обочине в машине, немного съехав в кювет.

Продолжение следует...

экспедиция, 2011, казахстан

Previous post Next post
Up