Экспедиция 2011. Казахстан - п-ов. Мангышлак.

Sep 05, 2011 21:19

Ну, начну, пожалуй, выкладывать отчет потихоньку. Думал сделать сразу полностью, но кратко писать не получается, пишу достаточно развернуто, поэтому будет несколько частей. Так же фото у меня пока не все, в отчете будут только те, которыми распологаю. Остальные будут отдельными постами, когда я их заполучу.



Часть 1.

Начало.

Все началось более полугода назад с прочтения нескольких отчетов об экспедициях. Тогда не было ни подходящих машин, ни четкого представления как все осуществить (забегая вперед, скажу, что четкого  представления не появилось и по приезду), не было и команды.

Но, как говориться, глаза боятся, а руки делают, появилась подходящая  машина, составлен план, маршруты, карты и т.п., но до последней недели не было 100% ясности о составе экспедиции.

В итоге имеем следующее:

Экипаж №1 (собственно я): 2 человека, Mazda B-2500, 32 MT, body-lift 2.5", задний силовик, багажник эскпедиционный + радиостанция.




Экипаж №2: 3 человека, Chevrolet Niva, стандарт + радиостанция.




Экипаж №3: 3 человека, Mitsubishi L200 Triton, 33 AT, body-lift, лифт подвески, задний силовик, передний квадрат, радиостанция.




Маршрут: Москва - Тамбов - Волгоград - оз. Эльтон - Атырау - Бейнеу - Форт Шевченко - Актау - Бейнеу - Атырау - Астрахань - Элиста - Ставрополь - Майкоп - Туапсе - Ольгинка - Краснодар - Ростов-на-Дону - Воронеж - Москва.

Итого 7200 км за 14 дней. На деле за рулем получилось 11 дней.

День 1.

Старт был назначен на 14 июля. В 4.30 утра встретились за МКАДом, обклеили  машины наклейками, включили 15 канал и потарахтели в сторону Волгограда. Трасса М6 за год не улучшилась ни на йоту, те же ямы, та же колея и те же дагестанские камазы с арбузами. Сейчас я даже не представляю, как ездил без рации: попросил уступить дорожку - уступили, спросил про ментов - рассказали, и много еще разной полезной информации, да и просто не скучно.

На одной из заправок примерно в 500 км от Москвы ко мне подходит Ваня из L200 и говорит, ты что, солярку на колесо пролил? Нет говорю. Нагибаемся и смотрим, с внутренней стороны колеса что-то течет, потрогал, не понятно, толи масло, толи тормозуха. Залезаю под капот. Вроде уровень тормозной слегка ниже середины, купил – долил. Едем. Останавливаемся на пит-стоп,опять лезу - течет, под капот смотрю - все на месте. Я уже не знаю, что и думать, толи сальник, толи еще что. Решаем ехать дальше и действовать по ситуации.




Примерно к 5 вечера добрались до Волгограда, забрали последнего члена 3 экипажа, покушали, сняли денег, заправились и потарахтели в сторону озера Эльтон. В планах была ночевка на озере, фотосессия заката-рассвета. Но не судьба, уже стемнело, когда мы добрались до поворота к озеру, посовещавшись, решили не ехать по  дороге и не делать крюк, а напрямки идти по степи. Сказано сделано.

Едем мы, значит, едем, пылища столбом, темнота, фар не видно (тогда мы еще не догадывались что это еще не пыль) и утыкаемся в табличку: "Проход и проезд без пропуска запрещен". Собрали консилиум, и большинством голосов решили ехать по этой "дороге" дальше. На расстоянии метров в 300 проехали здание за колючкой, разглядели военные машины, радары, и какие-то орудия. Еще тогда у меня закрались подозрения, что приехали мы на полигон Капустин Яр. В общем окончательно потерявшись ночью в множестве колей, ответвлений и поворотов решаем делать ночевку в степи, так и не доехав до озера, утром встать, быстренько посмотреть озеро и двигать на границу. В общем, первую палаточную ночь мы провели на полигоне Капустин Яр.

День 2.




Проснулись часов в 8, покушали, собрались, то да се, время 10.00. Долго собирались, так дело не пойдет. И вроде бы все понимают, что надо быстрее, но как-то не получается. Впоследствии все более менее втянулись в ритм и по утрам собирались на
много быстрее.

В путь. Поплутали еще пару часов по степи, проехали под еще одну запрещающую табличку, рядом находились какие-то локаторы, радары и т.п., бегали солдаты, мы проехали в 5 метрах от забора, но на нас даже внимания никто не обратил.







И вот впереди показалось огромное белое пятно - озеро Эльтон. Свернули по направлению к нему. В степи кажется все очень близко, увидел линию электропередач, или солончак, или еще что-нибудь, думаешь, да тут ехать две минуты, на деле, там где 2 минуты, оказывается 22. По дороге к озеру увидели первого верблюда, а чуть дальше целое стадо. Нам показалось, что они дикие. Никаких повязок, колокольчиков, клеймен и т.п. Но пахнут они конечно... Верблюд попозировал и пошел по своим делам, ну а мы топтать соленое озеро.




Эльто́н - соленое бессточное самосадочное озеро в Палласовском районе Волгоградской области, недалеко от границы с Казахстаном. Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире.







Нагулялись, вытряхнули воздушные фильтры и полетели в поселок Эльтон, там задержались на обед и пополнение запасов воды и пива. К пограничному посту в поселке Вишневка/Жаныбек подъехали уже около 14.00.

Если вдоль границы идет более менее сносная асфальтовая дорога, то как только поворачиваешь к пограничному посту, она переходить в грейдер посредственного качества и так и продолжается до соединения с трассой Оренбург - Атырау, а это, без малого 700 км. Российский пост выглядит цивильно и аккуратно, есть навес под которым и происходит весь досмотр и
оформление, а казахский представляет собой 2 вагончика и стол для досмотра под открытым небом.




Я, как, без преувеличения, организатор всего мероприятия поехал первым проходить границу. С нашей стороны все чинно-благородно, паспорта, документы на машину, проверили пару сумок и отпустили с миром. (Отступление: я, зная все приколы про
подкидывания травки и всякого барахла, все старался держать в поле зрения, машину закрывал, доставал и показывал все сам и т.п., и, конечно, перед границей сообщил остальным экипажам об этих простых правилах).

Далее 500 метров нейтральной полосы и вот казахский пост. Встречают радушно, спрашивают: кто, что, как, куда, зачем и т.п. Заполняем декларации, фотографируемся, и... отключают свет. Приходит старший и говорит, все, мол, ваши (российская сторона) отключила свет, они все регулируют, приходите в понедельник. А сегодня-то пятница!!! Думаю, ну не может пограничный пост быть без света, говорю, а генератор как же? Казахи переглянулись, старший буркнул что-то в рацию и свет появился. Оформили все бумажки и  начался досмотр машины. Короче говоря разгрузил я всю машину, вытряхнул  коврики, бардачок, посмотрели каждый пакетик. Ни в какую не хотел он нас отпускать, но все таки сумки подошли к концу и нас нехотя пропустили на территорию Республики Казахстан.




Ребятам повезло меньше, с ними уже не церемонились, проверяли все досконально, они уже и денег предлагали, казахи соглашаются, но по 3 (три) тысячи рублей (!!!) с машины (!!!). В общем когда они поняли что ничего им не перепадет, они стали просто тянуть резину, в итоге границу мы прошли за 4.5 часа. Оказавшись на территории Казахстана, мы, на радостях, рванули дальше по маршруту. И совершенно вылетело из головы обязательность оформления страховки на машину. Так нас взбесил этот погран.переход, что мы решили ехать дальше и сделать страховку где-нибудь по пути.

С соляркой в Казахстане в селах проблем нет, зато они есть с бензином. В ниве топливо подходило к концу, заправок почти нет, а там де есть, нет бензина. После часа скитания по деревни от дома к дому все таки находим 20 литров бензина и продолжаем движение.







По моим планам сегодня мы должны были ночевать где-нибудь за Атырау. Но планам не суждено сбыться, проехали мы только половину этого пути и заночевали возле какой-то реки не доезжая поселка Ленинское 2 км.




День 3.

Просыпаемся, кушаем. Решаю снять колесо и поглядеть что-же там такое, откручиваю, снимаю барабан, а там... болото из масла и пыли. Тормозной цилиндр вроде бы в порядке. Такое ощущение что масло гонит откуда-то из-под ступицы, а так как оно смешалось с пылью, было тяжело определить что это масло, подумали что выдавило смазку из ступицы. Но, все таки, решаю залезть под машину и проверить уровень масла в мосту. Открываю, запихиваю палец, а масла-то и не видать, благо взял с собой все масла и жижи, доливаю почти 500 мл.

Баки трактористов почти пустые, у экипажа L200 было с собой 60 литров московской солярки, разливаем 30-ку пополам и едем дальше. (По поводу топлива, я надеялся, что заправим полные канистры, как въедем в Казахстан, надеялся, что дорога от Жаныбека до Атырау будет асфальтовой и будет много дешевых заправок, но облом ждал и с асфальтом и с топливом, теперь у меня есть вывод номер 1: везти с собой запас топлива из дома или районов прилегающих к нему).

Выдвигаемся на маршрут, проезжаем километров 100 и видим заправку, заезжаем на нее, узнаем по ценам и наличию топлива, а так же принимают рубли или нет.  День субботний банки не работают, на границе поменять было негде.  Называем литраж, заправщик озвучивает цену, и примерно зная курс, получается астрономическая сумма.

Мимо проезжает местный Ленд Ровер Дискавери 90-ых годов, в нем толстый казах, останавливаем его, просим поменять деньги, он отдает нам все тенге которые наскреб вместе с женой, получается на 5 тысяч российских рублей, делим на 3 экипажа. Что самое удивительно, поменял он без капли выгоды для себя, четко по курсу банка.

Далее посчитав россказни заправщика, оказывается, что в тенге сумма выходит нормальная, в районе 18 рублей за литр солярки, а в рублях за полный бак он накидывает 1000 рублей сверху. Заправляемся на все тенге и едем дальше.

(К вопросу о цене топлива. Разговаривали с местным дальнобойщиком, так вот с введением Единого Таможенного Пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном цены на топливо и продукты полетели вверх. Если, по рассказам, в мае топливо в среднем
стоило 14-15 рублей, то сейчас средняя цена 17-19 рублей. Самое дешевые в среднем по западному Казахстану заправки КазМунайГаз 81 тенге = 15.5 рублей - это брендовая заправка. На заправках сельских - 112 тенге = 21.5 рубль. Абсолютный минимум был в Актау на заправке КазМунайГаз, была какая-то акция, все топливо по 30 тенге = 5 рублей 70 копеек за литр. Но очередь на эту заправку... Стоять мы не стали, заправились по 81.)

Далее от поселка Ленинское уходим в степь и едем параллельно ЛЭП по песочной грунтовке перемежающейся барханами. Справа и слева зеленый саксаул, впереди 150 км песчаной дороги. На улице красота, в районе 40-45 градусов тепла, кондей не работает, едем с открытыми окошками, хорошо хоть шли первыми, пыли особо не было. Но климат настолько сухой, что жары практически не чувствуется.







Навигатор ведет по треку, едем. Вдруг навител прекращает трек и рисует прямую до шоссе. А его уже видно, километрах в трех впереди идут фуры. Едем напрямки и утыкаемся в водоем, прудом не назвать, большой достаточно, но и до озера не дотягивает.  Едем по берегу, стреноженные верблюды подходят к воде, козы, бараны, лошади кругом. Местный водопой, едем вперед и видим небольшой перешеек. Решаем идти вброд. Выхожу, промеряю, ехать можно, ниве достает по кромку капота, пикапам по фары. Но есть опасения по поводу нивы и ее резины. Пропускаю L200 вперед, в машинах водители, остальные на том  берегу делают фото и видео. Элька проходит, затем пускаем Ниву, чтобы  была возможность вытянуть ее в одну или в другую сторону. На удивление нива тоже проходит участок. Затем ныряю я, и, скрежеча раздаткой, проезжаю препятствие.

Все довольны, из всех водителей для двух это был первый опыт общения с бродом. Выруливаем на асфальт и берем курс на Атырау.

Экипажи устали от пыли, все не мылись уже 3 дня. Видим на карте река Урал подходит почти вплотную к дороге, решаем ехать до этого места и там устроить банные полчаса. В назначенном месте протекает какая-то лужа, в которой купаются несколько дальнобоев. Решаем мыться тут. Пока все принимают водные процедуры, завязываем разговор с местным дальнобоем.
Спрашивает откуда мы, куда едем, зачем и т.п. Заходит разговор о страховке, мужик в шоке, как, говорит, вы умудрились проехать 800 км с московскими номерами и без страховки? А мы и полицейских-то видели один раз издалека. Говорит бегом оформлять, если примут, замучаетесь деньги платить. Напугал весьма конкретно, а дело уже к вечеру, около 17.00, суббота.

Накупались, поехали в сторону поселка Махамбет. Там остановились покушать в шайхане. Пока готовилась еда, я зашел в гараж, расположенный рядом. Там ковырялись с машиной два казаха, спрашиваю у них по поводу страховки, говорят, идите кушать, сейчас подъедет друг и все вам сделает. Мы поели, но друг так и не появился, телефон у него не отвечает. Между делом ребята тоже времени не теряли, приехала молодая пара из Астаны с друзьями, разговорились, про полицию, государство и т.п., они с радостью согласились обменять нам немного денег, дали несколько советов, пожелали счастливого пути и уехали, приятно.

В это время к шайхане подъезжает мерседес с толстым казахом в костюме за рулем. Мы подходим к нему с тем же вопросом по оформлению страховки. Он говорит, что ничего не знает. Тут к нему из-за кафешки выруливает жол полициясы, водитель мерседеса, не долго думая, тычет в нас пальцем и говорит: "А у них нет страховки!". Мы стоим, мысленно подсчитывая, сколько
же нам нужно будет заплатить, за езду без страховки. Решаем идти сдаваться и выяснить где же все- таки можно ее оформить. Подходим к старшему, здороваемся за руку и во всем признаемся, попутно  пытаясь узнать, как же нам быть и что делать. Полицейские говорят, что здесь страховку сделать негде, только в Атырау, до туда езды 100 км, а там, на посту вас обязательно остановят, там всех останавливают.

Постояли, покумекали, и решили ехать дальше, надеясь на русский авось. Ну, ехать то ведь все равно нужно. Решаю предпринять последнюю попытку. Подхожу к только что подъехавшему Митсубиши Паджеро, за рулем сидит бандитского вида дядька. На вид русский. Спрашиваю его, он задумывается и говорит, не ребят, страховка только в Атырау. Из шайханы выходит его товарищ, все
такого же бандитского вида и тоже на вид русский. Они общаются между собой по нашей проблеме, и говорят, можете попробовать объехать пост следующим образом, и рисует карту, говорит с вашими машинами это сделать реально, главное в неустановленном месте переехать железнодорожную линию. Или, говорят, у нас не доезжая 20 км до Атырау есть своя стоянка, можете переночевать там, а утром мы за вами заедем и на своей машине отвезем вас в город, там все оформите и поедете дальше. А время то идет!!!

Говорим, спасибо мужики, время не ждет, мы уж сами. Попрощались и взяли курс на Атырау. Отъехали от шайханы километров на 20-25, гляжу в зеркало, летит тот самый Паджерик, обходит нашу колонну и прижимает к обочине. Останавливаемся, выходим из машин, а водитель Паджеро летит к нам с горящими глазами, нашел, говорит, телефон страховщика, он вас ждет, позвоните ему, он расскажет куда подъехать.

Отзваниваем, состыковываемся, прощаемся с Паджериком, и задаем вопрос, как же так они нам помогают, у вас же свои дела и т.п. Они в ответ, да, говорят, нам вообще в другую сторону, там нас ждут, едем к парням бухать, ну а если мы вам не поможем, вы в следующий раз нам не поможете, так вообще скотство будет. Попрощались мы с ними, ребята проводили нас
еще километров 10 в сторону Атырау, развернулись, посигналили и укатили по своим делам.

Вот впереди уже и пост показался. Напряженно вглядываемся в движение на кругу, вроде стоят два полицейских. Идем колонной, мазда, нива, митсубиши, впереди меня идет трактор с прицепом, а перед ним легковушка. Один из полицейских ловит встречку, второй цепляет легковуху, что шла перед трактором, а мы в три машины, прячась за этим самым трактором, по внешнему кругу обходим пост и поворачиваем на 90 градусов влево, далее на встречу со страховщиком. Все выдохнули и рация тут же ожила. Все-таки напряжение было достаточно сильно.

По телефону страховщик сообщил, где будет нас ждать и на чем, едем, ищем темную Тойоту Камри. Гляжу - стоит. Тормозим, подхожу к водителю: "Здрасте - здрасте". Говорю ему, я звонил на счет страховки, сколько с нас? Он мне в ответ: Не знаю. Я прям даже опешил. Он, а вы откуда? Из Москвы. Мммм. Я ему, я тебе звонил на счет страховки? Он мне отвечает, нет, говорит, мне никто не звонил. И тут до нас обоих доходит, что мы просто обознались. Но какое совпадение, улица та, которая нужна, машина тойота, марка камри, цвет темный. Посмеялись от души, в общем.

В результате всех приключений, через 40 минут после встречи со страховщиком документы были оформлены, страховка на 10 дней за 200 рублей с машины. Разменяли на вокзале деньги и взяли курс на Бейнеу. Между делом стемнело, и уже в темноте мы вышли на идеально ровный асфальт, который продолжался на всем протяжении от Атырау до Бейнеу, около 700 км. За остаток дня мы прошли около 200 км, заправили в Доссоре полные баки и канистры. Вкорячил я пять 20-литровых канистр себе на крышу (3 с соляркой, 2 с бензином (у Нивы багажника то можно сказать и нет, много вещей не своих, вез я)), привязал, подергал, вроде все держится вполне хорошо.







Где-то не доезжая Кульсар около 50 км, при луне увидали по левой стороне озеро, решили свернуть на него, заночевать, с утра искупаться и двинуть дальше. Съехали с дороги прямо сразу, казахские дороги, там, где они есть, позволяют это сделать практически на любой машине, доехали до озера, а озеро то совсем и не озеро. Это была первая встреча с солончаком. При луне выглядит как озеро в штиль.

Не солоно хлебавши, покушали, и завалились спать.

Продолжение следует...

экспедиция, 2011, казахстан

Previous post Next post
Up