Экспедиция 2014: Памирский тракт. Часть 6: Таджикистан.

Oct 07, 2014 22:06

Ну что же, продолжим наше путешествие по Памирскому тракту?

После Хорога мы снова вернулись к берегу Пянджа, хотя основная дорога М-41 уходит сразу на восток в сторону Мургаба и Киргизии.

Асфальт закончился достаточно скоро, и начался хороший отсыпанный грейдер, и уже ставший привычным, противоположный берег Афганистана.

1.

Читая ранние отчеты о путешествиях по Памирскому тракту, встречалось много фотографий с табличками "мины", с остовами военной техники, и вообще со множеством следов прошедшей войны. Но все когда-нибудь возвращается в мирное русло, вот и нам показался только один скелет БТР.

2.

Продвигаясь вглубь Ваханского коридора природа постепенно меняется, идет постоянный набор высоты, ущелье постепенно расходится в стороны, появляются снежные шапки гор, широкие долины реки Пяндж.

3.

На ночлег остановились в кишлаке Ишкашим. Перед отделением милиции достаточно большой Home Stay, с хорошим душем и туалетом. Утром пообщались с хозяйкой: говорит "жаль русских очень мало, все англичане, немцы да французы едут, многие уже забывают русский язык, учат иностранные...", очень ждут нас там.

Поговорили и про Афганистан и такое соседство с ним. Женщина поведала, что все тихо и мирно, рекой и границами разделили братьев и сестер, в дни, когда граница открыта, все ходят друг к другу, помогают чем могут. Очень жаль что мы приехали не в субботу, и не попали на таджико-афганский рынок на нейтральной полосе. И, отчасти здесь, укрепилось мое желание, посетить Афганистан.

Наша следующая цель - горячий источник Фатима Биби Захро. Точной координаты у меня не было, и, конечно же, мы ее пролетели километров на 10. В одном из кишлаков спросили у старенького дедушки дорогу, он с радостью нам помог, и с его помощью и помощью других местных жителей мы нашли нужную отворотку, оказывается, там даже надпись с указателем на камне была:)

Дорога к источнику ведет по крутому серпантину, чтобы не насиловать машину, пришлось подоткнуть понижайку. Ниссанчик молодец, справился! Фотографии источника у меня нет, но я настоятельно рекомендую, все кто будет там, обязательно посетить данное место. Кайф невероятный!

Рядом с источником, на отроге, стоит древняя крепость. Как мне сказал памирец, есть две версии ее назначения:

1. Крепость была построена, чтобы охранять караваны, следовавшие по Великому Шелковому пути, и как место отдыха;

2. Крепость была построена с целью грабежей караванов.

Думаю, истина где-то посредине.

4.

На этой фотографии можно приблизительно оценить уклон серпантина. Подъем и спуск осложняется еще и гигантским радиусом поворота пикапа, ехать приходилось по бровке. Страшновато, скажу я вам.

5.

Вид на долину Пянджа и дорогу, по которой мы приехали из Хорога.

6.

Спускаемся вниз и направляемся в сторону Лянгара. Нас ждет дорога в неизвестность, смена погоды, и неземные виды.

7.

Вскоре, немного не доезжая самого удаленного кишлака Лянгар, мы видим место образования реки Пяндж. Здесь, в реку Памир, которая является естественной границей двух стран, впадает Афганская река Вахан-Дарья.

8.

Мутные воды Вахан-Дарьи впадают в чистую воду Памира. Дорога настолько высоко, что стоя на краю обрыва не хватает сил и воображения, чтобы ощутить весь масштаб.

9.

За поворотом кишлак Лянгар. Покупаем 30 литров солярки из ведра за 55 рублей литр. Цены такие, поскольку все на Памирском тракте привозное. А учитывая дорогу, по которой приходится ехать фурам, это смешная цена.



Сразу за кишлаком дорога резко забирает вверх.

10.

Вьется узкой лентой по прижимам и отсыпкам, перебегает ручьи и небольшие реки, забирается все выше и выше.

11.

Высота уже около 3500 метров, и тут, за очередным изгибом, начинается самый настоящий отвал башки!

12.

И без нас.

13.

Разинув рот, продолжаем ехать дальше. Немного сказывается высота, перманентно начинает побаливать голова.

14.

В этом месте "ширина границы" не более 10 метров, и при большом желании, можно спокойно перейти по камням.

15.

Хотел искупаться, но, потрогав воду, чего-то передумал, дюже студеная.

16.

Где-то на этой, не побоюсь этого слова, самой красивой из виденных мной, дороге, встречаем единственную за день машину. Расходимся встречными курсами и продолжаем в полном одиночестве наслаждаться первозданной красотой природы.

17.

Здесь, спустя несколько десятков километров, мы прощаемся с Афганистаном и рекой Памир. Дорога берет левее, в сторону от реки. Подъезжаем к КПП и военной части. Пробую договорится, чтобы нас пропустили на озеро Зоркуль. Оно находится в заповеднике, там берет свое начало река Памир, а если проследить все течение этой реки, можно увидеть, что конечным пунктом - является Аральское море. Договорится с пограничниками не удалось, нужны какие-то особые пропуска в заповедник, которые они выдать не могу.

Может я плохо просил и предлагал, может и вправду все так строго. Но мы и так уже выбились из графика, поэтому, не сильно расстроившись, решаем оставить озеро на другой раз, разворачиваем Ниссан и берем курс на перевал Харгуш.

18.

Погода начинает портится, а мы ползем все выше. Через некоторое время нас накрывает облако и начинает идти снег.

19.

По-началу было прикольно и необычно, веселились как дети:)

20.

Но когда высота перевалила за 4 тысячи метров, а потом достигла значения в 4344 метра, стало не по себе, но по прежнему было необычно. Мы крались в нулевой видимости, что называется на ощупь. Страшно было из-за того, что вообще не видно дороги, неизвестен и уклон, который ожидает за перевалом, наличие или отсутствие серпантина. В общем адреналина хапнули:)

21.

За полчаса выпало сантиметров 5-6 снега. Но вот, постепенно пошло понижение дороги, мы выезжали из циклона довольные такой перемене погоды. На деле перевал оказался совсем не страшным.

22.

Через несколько километров опустились на 4000 метров. Ближайшие полтора дня ниже этой высоты мы не опустимся.

23.

Выскочив на асфальтированную трассу М-41 возвращаемся по ней немного назад, чтобы попасть к озеру и одноименному кишлаку Булункуль и озеру Яшилькуль. Небо пасмурное, плывут низкие облака, иногда проливаясь дождем или небольшим снегопадом.

Примерно за час до наступления темноты добираемся до поселения. Несколько глиняных домов стоит посредине ровного плато, со всех сторон окруженные горами, и все это на высоте в 4 км. На улице ни души, только возле одного из домов играют дети. Заметив нас - дружно бросают свои дела и бегут к нам.

24.

Все чумазые, одеты как капуста, но от того не менее счастливые, а может, даже и больше, чем дети, живущие в цивилизации. Кто знает...

25.

Немного стесняются фотографироваться, но им интересно, подходят все ближе и ближе.

26.

Мне тяжело даже представить, как здесь живут люди, чем занимаются, на что существуют.

27.

А кто это, мальчик или девочка, я так и не понял, но глаза, наверно я никогда не забуду эти глаза.

28.

Дали немного конфет, кому-то даже мягкая игрушка перепала. Вообще чувствуешь себя в такие моменты не очень. Вспоминаются сразу книги про индейцев и белого человека, или что-то про колонизаторов. Мол, приехал белый дядька, понтанулся и уехал. Может, конечно, я заморачиваюсь...

Немного покатались по окрестностям.

29.

Подпортилось настроение низкой облачностью, не получалось ничего сфотографировать.

30.

Заехали на озеро Яшилькуль, оно все еще во льду, хотя на Булункуле льда нет вовсе. Странно, ведь расстояние между ними всего пару километров.

31.

На улице был адский ветер, и мы уже почти решили ехать дальше на Мургаб, но стремительно темнело, и благоразумие взяло верх. Не хотелось всю красоту проезжать в ночи. Заночевали в машине в паре километров от кишлака.

А утром выглянуло солнце, как будто и не было вчера никакого снега, дождя и тумана.

32.

Пока кипела вода для чая, я решил полазать по горам, и пошел к ближайшей. Пока залез - чуть не родил, высота в 4 тысячи сказывается:)

Место ночевки.

33.

Обожаю такие пейзажи! Просто огроменное плато, окруженное горами! Кстати, кто найдет Таню?

34.

Наскоро позавтракали кашей быстрого приготовления, чаем и печеньками с отличным видом на горы.

35.

Сели в машину и отправились смотреть все то, что видели вчера, но при свете солнца и дня.

36.

Конечно, в солнечный погожий день и кишлак выглядел более жизнерадостным.

37.

Вчера я не заметил, оказывается тут метеостанция есть!

38.

А потом, я увидел вдалеке яков, и у меня включился режим Николая Дроздова. Побросав манатки, помчались фотографировать этих огромных животных.

39.

Если вам на дачу нужна газонокосилка, но нет электричества и бензина - купите яка.

40.

На заднем плане видно и само озеро Булункуль. Оно очень красиво вписано в ландшафт, но пахнет там скажу я вам...!

41.

Местные, похоже, что-то там ловят. Я набрал водички в омывашку, это было зря! Представляю какая на вкус там рыба:)

42.

Но место само по себе просто восхитительно.

43.

После ночи лужицы подернуты тонкой корочкой льда.

44.

Простите, не смог из них выбрать :)

45.

Погуляв еще немного, надышавшись ароматами озера, трогаемся в путь.

46.

Выезжаем снова на М-41 и начинаем движение в сторону Мургаба. Если приглядется, справа можно увидеть темную полосу дороги, уходящую вдаль.

47.

Дорога имеет асфальтовое покрытие, но лучше бы его не было. Полотно все усеяно незаметными волнами, ехать быстро не получается вовсе, того и гляди все 4 колеса от земли оторвутся. Только мостовые ТЛК 80 шпарят по ней на все деньги.

Остановились отдохнуть, а за пригорком оказалось это чудесное озеро.

48.

Пейзажи высокогорного плато не отличаются разнообразием, и, кому-то, могут показаться весьма унылыми, но только не мне. Я обожаю такие пространства и минимализм.

49.

А вот в близлежащем кишлаке известный гестхаус Марко Поло. Не заходили, поэтому сказать про него ничего не могу.

50.

Мне тяжело представить, насколько тут суровые зимы, ветра гуляют очень сильные.

51.

Дорогами Крыши Мира.

52.

Наверное это суслики, а может и нет, но в любом случае их очень много и все поголовно - ссыкло!

53.

Видите суслика? А он есть!

54.

Удалось поймать целиком толстожопого:)

55.

Проезжая речку, увидели огромные глыбы спрессованного снега и льда, думаю, такие размеры красноречиво говорят про здешние зимы.

56.

Продвигаясь дальше к пограничному переходу Кызыл-Арт мы вплотную приблизились к Китаю. В нескольких метрах справа от машины за колючкой начинается Китайская Народная Республика. Пограничников мы не видели, зато очень много брешей в заборе, с хорошо накатанными автомобильными и человеческими следами. Кажется, тут никто особо не заморачивается наличием этого забора.

57.

Ходом проскакиваем Мургаб. Какой-то унылый непонятный город. Перекусываем на обочине холодной тушенкой и зеленым горошком и начинаем подъем на перевал Ак-Байтал. Ниссану тяжко трогаться, валит черный дым, но как только включается турбина, все сразу налаживается и машина начинает ехать. Я не привык крутить двигатель, но в горах приходится это делать, иначе переключение на повышенную передачу просто невозможно.

Табличка с названием перевала стоит немного ниже верхней точки, уж не знаю с чем это связано. Но мы сделали это! От части, из-за этого перевала и хотелось попасть на Памирский тракт.

58.

Многие отмечаются на знаке наклейками. Это намного лучше и цивильнее, чем рисовать на камнях баллончиком. Кстати, я за всю поездку не разу не видел такого вандализма. Да, надписи на камнях есть, но как позже выяснилось, это делают специально, в честь праздников пишут различные лозунги, все аккуратно и красиво и в строго отведенных местах.

Тоже отмечаемся наклейкой и заползаем в перевал.

59.

Сам по себе перевал, несмотря на высоту, совсем не видовой.

60.

Дальше следует затяжной спуск на несколько сотен метров. Перманентно асфальт сменяется грейдером хорошего качества.

61.

Небо то и дело меняет свои краски, то светит яркое солнце, то появляются рваные дождевые облака.

62.

За очередным поворотом нашему взору открывается озеро Каракуль. Высота снижается примерно до 3 тысяч метров, но несмотря на это озеро покоится подо льдом.

63.

Берег озера представляет собой солончак, так что близко лучше не подъезжать. В некоторых местах даже вес человека не держит. В этом месте на небе случилось сразу все: светило солнце, вдали шел снег, слева дождь, на противоположном берегу можно разглядеть два небольших смерча, а справа надвигалась песчаная буря.

64.

Озеро очень большое, а в такой ранний сезон еще и абсолютно пустое. Это непередаваемое ощущение, когда на таком огромном открытом пространстве находишься только ты, и все принадлежит только тебе.

65.

Сзади машины отчетливо видно брешь в китайской границе, собственно про них я и говорил выше.

66.

От озера Каракуль до границы остается около 40 километров. Дело к вечеру, решаем поднажать и заночевать уже в Киргизии в ауле Сары-Таш.

67.

Километров через 10, асфальт заканчивается, начинается адский грейдер. Я не знаю чем его ровняли, но ездить там можно только на танке наверное.

68.

Пограничный переход Кызыл-Арт находится на одноименном перевале. Высота перевала - 4280 метров. На подъеме встречаем двух велосипедистов, вместе едут недавно. Один из них - Испанец, выехал год назад из Мадрида в одно лицо, направляется в Пекин. Я даже замешкался, когда он это озвучил, крутой перец! Жаль сфотографировать его забыл.

Таджикскую границу прошли минут за 10, никто даже из вагончика не выходил машину смотреть. Все четко и без попрошайничества. Погран-пост конечно впечатлил, даже аскет Петр Первый бы удивился.

На нейтралке встречаем команду из группы Евгения Шаталова, Ниссан Патрол 61 с ТД42 и древнюю легенду ЛР Дискавери 1. Общаемся с ребятами, фоткаемся, и разъезжаемся в разные стороны!

69.

Мы уезжали из Таджикистана, но я точно знаю, что мы еще вернемся в эту замечательную, удивительную, и очень красивую страну!

70.

Продолжение следует!

таджикистан, экспедиция, 2014, памир, средняя азия

Previous post Next post
Up