Точка 2: за собором
Вторая «книжка» расположена сразу за собором Святого Духа, у цветных домиков. Это бывшие здания монастыря, построенного некогда в готическом стиле. С течением времени фасады были перестроены сначала в ренессансном стиле, потом - в стиле барокко, но здания все же сохранили отдельные черты предыдущих веков. Дом № 47 украшен ренессансным фронтоном XVI века, дом № 46 - чердаком в классическом стиле XVIII столетия, дом № 52 был перестроен на рубеже XVII-XVIII вв. в стиле позднего барокко.
На доме № 42 - табличка - здесь родился всемирно известный патологоанатом Рокитянский (K. Rokitanský), а скульптурный портрет врача выполнил сам Мысльбек (J. V. Myslbek). Улочка, которая идет за собором, названа в честь Рокитянского. А дома на ней, стоящие прямо за собором, как и парочка домов на площади, называются домами семьи Петрофф (мне так и не удалось узнать, русской ли была эта семья и почему горожане так бережно хранят их имя).
Сразу за собором стоит приземистое длинное здание - дом настоятеля собора, а между ним и домиками бывшего монастыря вовсю кипит грандиозная стройка - целый квартал снесен, и утробно урчащие строительные механизмы как раз заканчивали исполинских размеров котлован. Интересно, что же там сейчас - торговый центр? А, может, восстановили старинные дома и пивоварню XIX века? С левой стороны дома настоятеля имеется проход, сквозь который мы проходим мимо стройки, подглядываем через дырку в заборе, обтянутом пластиком (при этом тем же самым неблаговидным занятием вместе с нами увлеченно занимается пожилой степенный чех), спускаемся по лестнице, носящей название “Na Kozince” на авеню имени Чехословацкой армии, и вдоль подвалов пивоваренного завода идем по нему влево, огибая стройку. На перекрестке вновь сворачиваем налево - где-то здесь должна стоять точка 3, но видимо, она пострадала от стройки, и через пару сотен метров мы натыкаемся уже на точку 4.
Точка 4: казармы, стены пивоварни, лестница Боно Публико, лестница Гочара
Слева от нас - стены пивоваренного завода, украшенные камнем, оставшимся от разрушенных Пражских ворот и статуей Святого Гамбринуса - покровителя пивоваров. Говорят, эти подвалы существуют еще с раннего средневековья, и я в это охотно верю.
За высокой стеной виден небольшой сад резиденции епископа,
перед нами - белые ворота, сквозь которые лестница Боно Публико (1810) ведет нас под домом U Špuláků на Главную площадь. За нашей спиной - длинные желтые здания казарм для конницы, артиллерии и пехоты - это ясно и без информационного стенда - казармы во всех странах одинаковы. В здании побольше некогда был расположен один из самых больших судов в Австро-Венгрии, построенный, как и казармы, в 1791 г.
Но не торопитесь сразу подниматься вверх по лестнице - ибо в соседнем доме имеется еще одна, более знаменитая - так называемая лестница Гочара (1910), называемая еще «Na Kropáčce». С художественной точки зрения проект в стиле модерн беспрецедентен. Когда-то на месте лестницы была расположена водонапорная башня Kropáčka, и ее разрушение грозило обрушению церкви, стоящей прямо перед ней, и нарушению водоснабжения города, сооружение же лестницы решило обе проблемы. К тому же архитектор использовал материалы башни, то есть проект был не только новаторским, но и очень бюджетным.
Точка 5: снова Главная площадь
Выйдя под аркой дома U Špuláků, мы снова оказываемся на Главной площади.
Точка 5 стоит прямо у мини-метеорологической станции - будочки со всякими барометрами и градусником (1900).
Слева на этой же стороне - иезуитский колледж, далее дом U Špuláků и резиденция епископа, слева вдалеке - собор Святого Духа, Белая башня, капелла Святого Климента и Ратуша.
Справа с этой же стороны - церковь Вознесения Девы Марии, дом «U Beranka». Через площадь - парочка мрачных зданий-прямоугольников - бывший универсальный магазин господина Шпалека (Spalek) и галерея Современного искусства, построенные соответственно в 1911 и 1912 гг. Между ними в глубине переулка виднеется городской театр (к нему мы придем примерно через полчаса).
Иезуитский колледж был построен в 1710 г. по проекту архитектора Байера (P. I. Bayer) на месте девяти (!) бюргерских домов. После того, как соправитель Марии-Терезии Йозеф II распустил иезуитский орден в 1773 г., колледж стал средней школой, в которой преподавали многие выдающиеся ученые того времени. Эту школу окончил и Карел Чапек.
В центре площади стоит чумной столб, посвященный Деве Марии, выполненный из песчаника в 1717 г. скульптором Буллой (J. K. Bulla). На вершине 20-метровой колонны статуя Девы Марии окружена статуями святых, на основании - рельеф, также с изображениями святых. Новая городская эмблема - чешский лев, держащий букву G (Gradec), впервые появилась именно на колонне. Рядом стоит средневековый колодец, украшенный потрясающей кованой решеткой - кто бы мог подумать, что сделана она в 1900 г. местными мастерами? Решетка как бы накрывает колодец куполом - наверняка любопытные туристы лезли куда не следует:)
Галерея Современного Искусства была первоначально построена как Банковский Институт в 1912 г. архитектором Поливкой (O. Polívka). Особенно хороши статуи у входа - пара мощных таких теток из категории «коня на скаку остановит», одна в античном одеянии с книгой, вторая - со всякими фруктами. Не совсем «колхозницы», но что-то мухинское в них есть, вернее, наоборот - Мухина наверняка ваяла свой монумент, повидав образцы западной скульптуры.
Точка 6: церковь Девы Марии
Следующая «книжка» поджидала нас как раз возле этих теток. Поскольку пределы площади мы не покидали, а всего лишь ее пересекли, ничего существенного нового в описании не появилось: справа вдалеке комлекс собора, Белой Башни, капеллы и Ратуши, за спиной модерновые здания бывшего универмага и музея, а перед нами - церковь Вознесения Девы Марии, дом «U Beranka» (1908), и городская типография.
Барочная церковь Вознесения Девы Марии была построена иезуитами по проекту итальянского архитектора Карло Лураго в 1654-1666 гг. После пожара 1762 г. уцелели только фрески в часовне Святого Игнатия и роспись «Прославление Святого Игнатия Лойолы» работы Петра Брандля (1730). В 1765 г. иезуиты разорились на новое церковное оформление - алтарную роспись Кристиана Нолдингера, а вот на органе сэкономили - сделал его местный органист Йозеф Штреуссель, и сейчас он является старейшим в городе органом. Церковь много раз перестраивалась, поэтому на «эталон» - римскую Иль-Джезу (на которую так или иначе похожи иезуитские церкви по всему миру), она нисколько не похожа - только смутно что-то чувствуется посередине фасада в верхней части. В одну из перестроек (1857) церкви приделали пару башенок, да и после Второй мировой церковь тоже капитально перестраивали.
Слева от церкви внимание привлекает нарядное белоснежное здание «U Beranka» (1908). Подозреваю, что именно его русские сайты о Чехии описывают как «свадебный подарок королеве Элишке», или какой-то чушью в том же роде (в городе есть еще один кандидат, тоже красивое белое здание, о нем чуточку позже). Сами понимаете, какой тут подарок - дом построен на 600 лет позже того, как королева овдовела. Но забавно, до чего находчивы «авторы» таких сайтов.
Далее стоит неприметное на фоне соседа желтое здание Тиббеловской типографии. В 1808 г. дом купил один из лидеров чешского национального движения Поспешил (J. H. Pospíšil), и открыл здесь типографию. На книгах, напечатанных здесь, выросло не одно поколение местных жителей.
Отсюда мы направляемся вдоль музея Современного искусства вниз, к небольшой соседней площади.
Точка 7: Маленькая площадь
Эту площадь именуют «Маленькой», в то время как ее соседку, Ратушную - Большой. Здесь тоже кипит градоустройство - бульдозерами разворотили мостовую, вокруг лежат кучи песка, глины и булыжников, а рабочие неторопливо выполняют свою работу, недоуменно косясь в нашу сторону. Площадь окружена небольшими аккуратными разноцветными домиками. Теоретически здесь должна была стоять точка № 7, но, как и точку № 3, мы ее не нашли - стенд наверняка куда-то прибрали, пока вокруг стройка. В центре площади стоит фонтан с барочной статуей Яна Непомуцкого (1718), принесенная сюда из доминиканского монастыря, стоявшего рядом и снесенного в конце XVIII века. Согласно другим источникам, статуя стояла перед Пражскими воротами Градца Кралове и была перенесена сюда на время строительства Цитадели в 1777 г., да так тут и осталась. Оригинал находится в Музее Восточной Богемии.
На углу площади стоит дом № 120 нежно-розового цвета, с треугольной крышей, на которой написано Amátka. С этого домика началась фабрика музыкальных инструментов марки V. F. Červený & Сыновья, основанная в 1842 г. Сейчас здесь театр-студия.
Мы проходим под аркадой и спускаемся от площади вниз, к серой церкви современных очертаний и такому же угрюмому серому зданию.
Точка 8: за городскими воротами
«Книжка» № 8 поджидает нас внизу у забавного желтого двухэтажного домика с красной крышей. Когда город, по сути, был цитаделью, здесь размещался офицерский инженерный корпус. Забавность зданию придают «глаза», выглядывающие из чердачных окошек.
Вверху, откуда мы только что пришли, стоит башня, оставшаяся от Силезских ворот города, сейчас являющаяся частью жилого дома.
Напротив нее в небольшом домике расположилась студия «Беседа» при городском театре Кликперы - именно здесь в 1796 г. Вацлав Климент Кликпера, основатель местного театра, ставил свом первые пьесы. Серая церковь через дорогу - протестантская (1912), построенная известным архитектором и автором многих построек в Градец Кралове, Лиской (О. Liska). Угрюмое здание - региональный суд (1934), построенный по проекту архитектора Билека (J. Bílek).
Точка 9: напротив синагоги
Девятая «книжка» стоит неподалеку - на той же стороне улицы, на подступах к парку имени Жижки, у памятника Яну Ладиславу Поспишилу, великому педагогу. Через дорогу от нас внимание привлекают два величественных здания, отлично вписавшиеся, скажем, в улицы Вены или Будапешта.
Угловое нежно-розовое, с фасадом, на котором изображены две пальмы и строчка на иврите - бывшая синагога (1905, архитектор V. Weinzettel), используемая сейчас как научный центр и библиотека.
Справа от него в желтом здании, раскинувшемся на полквартала, - Коммерческая школа, бывшая школа искусств и работы по металлу (вспомните колодец на площади - его сделали именно здесь). В переулке между двумя этими зданиями сто стороны синагоги виднеются бывшая городская школа и постройки бывшего монастыря Нотр-Дам. Среди деревьев парка видны остатки военных фортификаций, окружавших Старый город.
Точка 10: парк Жижки
«Книжка» № 10 стоит рядом с памятником Яну Жижке (1971). Повидав по всей Чехии немало памятников великому полководцу, хочу отметить, что этот - один из самых впечатляющих, и место выбрано хорошее, и подсветка по вечернему времени была удачная. На той стороне дороги - бывшие бараки, и административное здание, построенной буквой «П» - последний проект Йозефа Гочара (1936). Наверху - остатки военных укреплений, бывшая городская тюрьма (странный выбор: тюрьма в центре города, впрочем, где ж ей еще быть, как не в цитадели), и городской театр Кликперы. На холм ведет две лестницы, по одной из них мы и отправляемся к театру.
Точки 11, 12, 13: городской театр, городская библиотека, городской концертный зал
На площади перед маленьким зданием театра Кликперы (1885) барочные здания (№№ 96 и 97) соседствуют с тремя вычурными современными скульптурами: парочка, переплетенная в объятьях, Ева с вытянутой вперед шеей, бюст Вацлава Кликперы.
«Книжка» № 11 стоит чуть поодаль от театра, если двигаться в направлении виднеющейся церкви Вознесения Девы Марии на Главной площади и парочки зданий в стиле модерн, возле которых стоит «книжка» № 6. Напротив стенда - красивое здание городской библиотеки (1904).
Темнеет, и уже почти в сумерках мы подходим к точке 12. Она стоит у входа в городской концертный зал, расположенный в бывшей епископальной семинарии с церковью Яна Непомуцкого. В Средние века на этом месте стоял королевский замок, где жила та самая королева Элишка, он был разрушен в 1423 г., и только в 1714 г. на развалинах замка архитектором Шнайдером была построена семинария. Если бы только что не прочитали, что это концертный зал, я была бы в полной уверенности, что здесь расположен действующий монастырь - настолько место уютное и тихое.
От такого нетипичного концертного зала к Главной площади нас уводит улица Циглера, застроенная домами в классическом стиле. В одном из зданий, видимо, балетная школа, и маленькие мальчики и девочки что-то увлеченно танцуют. Но прежде чем направиться к точке 13, замыкающей прогулочный маршрут, посмотрите на льва, возлежащего на вершине дома № 230 (если стоять лицом к «книжке», читая ее, этот дом будет стоять справа от вас) - это символ Градца Кралове.
Со стороны точки № 13 мы пару-тройку часов назад входили в Старый город. На ней, кстати, показано, как имеено цитадель XVIII века была возведена вокруг холма, на котором стоит Старый город. Впечатляющее было сооружение, и идеально вписанное в излучину реки. А прямо перед нами - бывшее здание банка (1912), стилизованное под барокко,
справа от него - красивейшее белоснежное здание (1858) с росписью по фасаду, разными окошками-балкончиками и двумя «ласточкиными хвостиками» по бокам крыши. Это и есть второй претендент на звание «свадебного подарка королевы Элишки» - других белых нарядных домов в пределах Старого города нет.
Справа и слева дома от вас стоят в стиле ренессанс и барокко, вправо уходит улица Рокитянского (если пойти по ней, выйдете к пивоварне и бывшему монастырю), а на углу улицы Рокитянского стоит монументальный дом в стиле арт-нуво (1911, V. Fultner)
Окинув взглядом Ратушную площадь еще раз (на Белой Башне зажигают огоньки), мы идем обратно по Пражскому мосту (1910), совершаем небольшую прогулку по набережной, любуясь необычными зданиями…
Резюме: ехать в город нужно на целый день, чтобы посмотреть и шедевры современной архитектуры тоже.
Полезные ссылки
http://www.ic-hk.czhttp://historie.hradeckralove.cz/http://www.labska.com/hkguide/index.phpФильм о городе
http://www.hradeckralove.org/cdhk/en.htmlКнига о городе
http://www.balustrada.cz/wirth/kniha.phtml?1(она на чешском, но в ней очень приятные иллюстрации и фотографии начала прошлого века)
***
Маршруты по Праге и Чехии (первые, но далеко не последние) - с картами и иллюстрациями
Маршрут из Праги на один день - Кокоржинско Пражский маршрут влюбленных Маршрут для фотографа по пражским красотам Энциклопедия чешского пива Мини-путеводитель по чешской кухне или как съесть то, что хочется "Наша" Прага Йиглава Тельч Карлштейн Плзень Чески Будеевице Табор Подебрады Градец Кралове, часть 1 Градец Кралове, окончание Тржебонь Йиндржихув Градец Чески Крумлов, часть 1 Чески Крумлов, окончание Замки Чехии
Замки Чехии - коротко о самых посещаемых Оломоуцкий замок Замок Конопиште Замки Драйэка Замок Валдштайн Замок Карлштейн Рассказы друзей
Рассказы о городах Чехии от Svetlost Путешествие в Хеб, или извини Талюша, дорогая! Прогулка по Оломоуцу (Чехия). Часть 1: улицы и площади Прогулка по Оломоуцу (Чехия). Часть 2: фонтаны, колонны, памятники Прогулка по Оломоуцу (Чехия). Часть 3: замок, городские соборы и здания Палацкого университета Чехия от Олега Саратовца (самая полная версия) Полезное
Полезное по Чехии Чешская шпаргалка Еще полезное о Чехии: шопинг, гранаты, обзор чешского пива, дорога от аэропорта до города и т.п. Такс-фри: общие правила и частности Вопросы по бронированию отелей Письмо в отель на чешском Чехия и Германия: что краше? (очень много фото!) В Вену из Праги - стоит ли ехать и как добраться