29 марта в Москве в третий раз проходил День Аиста, в котором приняли участие 41 детское учреждение для детей-сирот. Мероприятие было организовано Департаментом социальной защиты г. Москвы, которому поручены функции органа опеки и попечительства в г.Москве.
Для тех читателей блога, кто не знаком с системой устройства детей-сирот, поясню. Чтобы принять ребенка в семью, сначала следует получить заключение о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем в органах опеки и попечительства по месту жительства. Для этого надо представить ряд документов (о доходах, о жилье, о состоянии здоровья, отсутствии судимости), пройти школу приемных родителей (ШПР), а также предоставить сотруднику органа опеки возможность осмотреть ваше жилье.
Только после получения заключения кандидат получает право знакомиться с анкетами детей-сирот в органах опеки или у оператора банка данных и получать направление на посещение ребенка. Направление на посещение выдается на основании заочного знакомства с личным делом ребенка, и на руки можно получить направление на посещение только одного ребенка (на следующего ребенка направление выдается только после знакомства и принятия решения по первому).
С направлением кандидат отправляется в детское учреждение, где личное знакомство с выбранным ребенком происходит, как правило, в отдельной комнате под присмотром сотрудника детского учреждения. Кандидату не дают возможности ни понаблюдать ребенка в группе, в непринужденной обстановке, ни увидеть других детей в той же группе, среди которых мог бы оказаться более близкий (внешне и эмоционально) ребенок.Да, и у самого ребенка вся обстановка знакомства в отдельном кабинете сразу дает понять, что речь идет о жизненно важном повороте в его жизни, что, конечно, только добавляет стресс и страх перед неудачей.
Очевидно, что замысел авторов Дня Аиста заключался в том, чтобы снять ненужные ограничения по предварительному выбору ребенка - и дать возможность родителям выбрать ребенка не по фото, а на личной встрече еще до изучения личного дела и получения официального направления на посещение. К сожалению, судя по отзывам некоторых слушателей ШПР, с которыми мне довелось пообщаться через несколько дней после Дня Аиста, этим замыслом положительные стороны Дня Аиста - в том виде, в каком он прошел в г. Москве - исчерпываются. И начинаются основания для справедливой критики…
Во-первых, День Аистапланируется проходить два раза в год, в феврале и марте каждого года. Мне кажется, что это не только очень редко, но и мало понятно с т.з. выбора дат. Почему не декабрь и не май, например? (как раз перед зимними или летними каникулами, чтобы кандидаты могли взять ребенка в гости или хоть как-то подготовить перевод в новую школу, если есть планы забрать ребенка до нового школьного года)
Во-вторых, День Аиста длился всего три часа и прошел в каждом из 41 учреждений для детей-сирот г. Москвы одновременно. Получается, что кандидаты при всем желании не могли посетить более одного учреждения, - какправило, ближайшего к дому. И как следствие, многие детские учреждения приняли лишь малую часть родителей г. Москвы, потенциально заинтересованных в принятии их воспитанников в семью.
В-третьих, на День Аиста пригласили только слушателей ШПР, т.е. тех родителей, кто уже принял решение об усыновлении или принятии ребенка под опеку. Получается, что сомневающиеся, занятые, просто не задумавшиеся об усыновлении оказались не охвачены (если они не успели дойти до органов опеки и начать обучение в ШПР). Но даже слушателей некоторых ШПР о Дне Аиста слушателей предупредили лишь накануне или за пару дней до мероприятия, и в результате некоторые не смогли отпроситься с работы или поменять личные планы за столь короткий срок.
В-четвертых, День Аиста оказался отнюдь не «днем открытых дверей», как ожидали родители. В отдельных детских учреждениях провели жесткий отбор «достойных».
- Например, как рассказала одна будущая приемная мама, в одном учреждении для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата родителям запретили заходить в группы, где остались дети с более заметными проблемами, предлагая знакомиться только с дюжиной специально отобранных «хороших» детей в актовом зале.
- В другом детском доме, по словам слушателей ШПР, на знакомство были предложены лишь четверо подростков от 12 до 15 лет, которые оказались братьями и сестрами. Когда кто-то из родителей спросил: «А вы хотите в семью?», самая младшая ответила: «Хотелось бы, но нам сказали, что нас можно брать только всех, а всех вместе никто не возьмет».
- В третьем доме ребенка администрация решила устроить (точнее, попытаться устроить) показательное выступление силами детей-сирот детсадовского возраста с задержкой в развитии. Из-за стресса и страха перед группой родителей, сбитых в кучу в небольшом зале, дети начали рыдать, потом зарыдали и сами родители (включая ту слушательницу ШПР, которая поделилась этой историей) … В общем, в этом учреждении День Аиста оставил у всех действительно незабываемые впечатления, вот только с неправильным знаком.
В-пятых, по отзывам родителей, администрации некоторых учреждений истолковали День Аиста как предлог для массового субботника силами воспитанников учреждения либо как возможностьпривлечения средств на нужды детского дома. Например, в одном детском доме дети-школьники жаловались, что были вынуждены отдраивать и облагораживать учреждение ежедневно в течение двух недель. В другом социальный педагог завершила День Аиста предложением неформально профинансировать поездку воспитанников в музей. И проблема не в том, что родителям жалко поучаствовать в сборе средств на такое полезное дело, - проблема в крайне неудачном выборе времени и месте для таких разговоров.
В-шестых, информационная поддержка Дня Аиста со стороны мне лично показалась недостаточной. Сайт Департамента соцзащиты г. Москвы на данный момент находится на реконструкции и не предоставляет вообще никакой информации. Ссылка на
отдельный сайт Дня аиста появляется последней, если искать по ключевым словам «Департамент социальной защиты г. Москвы День аиста». Большинство Интернет-ресурсов сообщили о мероприятии за 2-3 дня, причем большинство родителей приглашали персональным звонком из ООП или через ШПР - что исключило большое число потенциальных усыновителей и опекунов из числа тех граждан, кто еще не обращался в ООП.
Почему так получилось? На мой взгляд, возможны две причины, причем, одна не исключает другую:
Причина 1. День Аиста в той форме, как он был проведен в марте, был недостаточно продуман с точки зрения его задач и комфорта самих детей-сирот и принимающих родителей.
Причина 2. В немалой мере эффект День Аиста был нивелирован усилиями администраций детских учреждений по сохранению «контингента» детей-сирот на государственном попечении. Ведь чем больше детей уходит в семьи граждан, тем меньше группы, тем меньше ставок, тем вероятнее сокращения штата и/или слияние с другим детским учреждением.
Как мне видится организация Дня Аиста, которая максимально честно отвечала бы заявленной цели семейного устройства максимального числа воспитанников детских домов?
(1) В каждом учреждении День Аиста должен проходить как минимум ежемесячно, но при этом не во всех учреждениях г. Москвы одновременно, а «очередями», чтобы родители могли в течение 1-2 месяцев посетить все или почти все учреждения г. Москвы, а не только в своем районе.
(2) На День Аиста приглашаются все родители микрорайона (и Москвы), а не только слушатели школ приемных родителей. Для этого о Дне Аиста необходимо сообщать на родительских собраниях в общеобразовательных школах, в детских садах, вывешивать объявления у подъездов, на остановках, в супермаркетах.
(3) В День Аиста открываются двери во все помещения и группы детского дома, в том числе для детей-инвалидов, для лежачих и т.д.
(4) Дети и будущие родители общаются в максимально комфортной и не обязывающей обстановке. Например, на пикнике в саду при самом детском доме (если погода позволяет), или на «Дне поделок» в актовом зале, где дети и родители переходят от стола к столу, разглядывают и обсуждают свои же поделки, либо в процессе создания общей «стенгазеты» в том же актовом зале. Никаких «вы должны выбрать сейчас» или «тебя должны выбрать, тебя должны взять»! Никто никому ничего не должен, кроме 2-3 часов приятного общения и дружбы.
(5) Наконец, следует отдавать себе отчет, что День Аиста (или дни открытых дверей) - это лишь один из элементов решения проблемы социального сиротства в г. Москве и вообще в стране. День Аиста поможет найти родителей скорее для тех воспитанников детских домов, у которых и так достаточно высокие шансы на семейное устройство (особенно, если бы система подбора и знакомства кандидатов с детьми была более удобной, открытой, динамичной).
А вот причины нежелания принимать в семью детей-инвалидов и детей старшего возраста совсем другие (и сейчас я повторю мысль, высказанную в предыдущем посте). Масштабы семейного устройства этих категорий детей-сирот определяются не только (и не столько) подготовкой родителей до приема ребенка, сколько доступностью профессионального сопровождения после - в виде:
- инклюзивного образования для детей-инвалидов,
- адекватной психологической помощи (в т.ч. по вопросам нарушения привязанности),
- тренингов и курсов повышения квалификации для приемных родителей,
- регулярного мониторинга психологической обстановки и т.п.
Всего этого в России, к сожалению, нет. Поэтому профессия принимающего родителя остается подвигом и «русской рулеткой» (насколько сохранен ребенок? насколько справимся своими силами? насколько будет достаточно одной нашей любви?). Каждый приемный родитель в глубине души понимает, что после приема ребенка он остается с большинством проблем один на один. Поэтому темпы семейного устройства потенциально «непростых» детей-сирот остаются низкими. И двухчасовым выступлением детей-сирот перед будущими родителями 1-2 раза в год эти темпы, конечно, повысить нельзя…