Что ж, вернёмся к теме Краснодара. Очередная подборка видов, посвящённая, на этот раз, опорам, мачтам, ограждениям и тому подобному - ну, профдеформация у меня.
Начнём с вокзала:
Опора стоит на Привокзальной площади. Восемь светильников - четыре направления и два яруса. Конструкция могучая, однако, на мой взгляд, 4 прожектора с асимметричным лучом, справились бы гораздо лучше.
Следующая опора - Дмитриевский сквер и ближайшие окрестности:
Осветительная установка из алюминия, со светодиодным модулем. Изготовитель неизвестен - возможно, кто-то местный, по крайней мере, бирок я не нашёл. Оригинальный внешний вид. Кроме модуля, освещающего дорожку, имеет боковые пазы, которые закрыты опаловым пластиком, под которым - светодиодная лента; подобное решение я видел в Бахчисарае.
Там же, в Дмитриевском, но уже не опоры:
Очень актуальное для южных городов сооружение - пергола. Каркас из нержавейки, ламели из деревянных брусков. Смотрится неплохо, однако, тень жидковата; ламелям бы форму изменить, да поставить под углом.
Одна из высотных доминант - телевышка:
Один из типовых проектов, по которому в 50 - 60 годах, такие вышки сооружались по всем более-менее крупным городам.
Зато рядом с типовой телевышкой, расположен стадион "Кубань", а на нём - мощные прожекторные мачты индивидуального проекта:
Мощный ствол, представляющий собой четырёхгранную ферму и кассеты для установки прожекторов. Приборов там, наверняка, не один десяток, даже, наверняка, под сотню. Явно, проект освещения делался с учётом ответственных соревнований с телевизионной трансляцией.
Садовый сквер по Садовой улице:
Декоративные садово-парковые опоры из литого чугуна. Явно - оригинальный проект. Переходить через улицу поленился, так что, увы, кто изготовитель - не скажу. Смотрятся очень хорошо.
Но, не опорами едиными.
Во многих городах сейчас, пошла мода на огораживание пешеходных дорожек. Где-то это уместно, где-то - не очень. В настоящее время имеется целый ряд типовых проектов, однако, на местах, попадаются и свои разработки. Как пример - ограждение на Леваневского:
Ещё один образец - ограждение на Горького:
Достаточно интересное решение - ограждение тротуара на путепроводе Северной улицы:
Большинство ограждений обработаны по методу горячего цинкования - и это разумное решение: горячий цинк обеспечивает многолетнюю защиту от коррозии, да и подкрашивать каждый год не надо. Даром, что в Краснодаре есть завод по горячему цинкованию.
Самый большой сюрприз от пребывания в городе, случился у меня уже под вечер, перед отъездом. В районе галереи "Краснодар", мне надо было дождаться транспорта, и вод, подходя к месту, на глаза попался указатель на башню конструкции инженера Шухова:
Вообще, В.Г. Шухов - один из тех, кого можно назвать величайшим инженером. Он проявил себя и в строительстве, и в теплотехнике и в нефтепереработке, и в мостостроении, и в развитии такой дисциплины, как строительная механика. А ещё, у Шухова - проектировщика металлоконструкций, была фирменная черта: он очень любил применять в своих разработках однополостной гиперболоид вращения. Шуховская башня в Москве, пожарная каланча в Копосово, Сормовский район Нижнего Новгорода; опоры ЛЭП на берегу Оки у Дзержинска. По такой системе, одно время, пытались делать корабельные мачты - экспериментировали с ними как Российский Императорский флот, так и USN; однако там гиперболоиды не прижились; выяснилось, что дальномерные посты на таких мачтах, сильно раскачиваются.
Ладно, это лирическое отступление. В 1932 году, Краснодар обзавёлся водонапорной башней, спроектированной Шуховым по его системе:
В чём сюрприз? - да не знал я, просто, до этого, что в Краснодаре тоже имеется гиперболоидное сооружение.
Бак, в настоящее время, демонтирован, а вот сама конструкция облагорожена и подсвечена. Вполне достойный памятник достойному человеку.