В одной из старых публикаций я рассказывал про осмотр Назимовской батареи, что во
Владивостоке. Помимо всего, в комплексе оборонительных сооружений, фигурировала Петропавловская мортирная батарея, наследие Русско-турецкой войны, когда один из турецких кораблей был потоплен в бою попаданием из мортиры. Здесь прослеживается аналогия с морским боем у Лиссы - как тогда, единичный эпизод применения тарана в бою оказал влияние на кораблестроение до 10-х годов XX века; так и здесь - единичный случай мортирного попадания привёл к строительству мортирных батарей. Если в бою с сухопутным противником от мортир ещё толк есть, то вот в борьбе с флотом - таковой отсутствует: в движущуюся небольшую цель, из мортиры, по крутой навесной траектории попасть можно только случайно. К слову, осада Порт-Артура это подтвердила: японцы смогли расстрелять русские броненосцы потому, что они неподвижно стояли в гавани.
К чему этот экскурс? Дело в том, что в составе Севастопольской крепости тоже были мортирные батареи, и одну из них я сегодня осмотрел. Года постройки - 1894-1895:
Поиск информации в интернете вывел на известного А. Б. Широкорада, и на одну из его книг, посвящённую именно Севастополю. Найденный отрывок процитирую:
"Шестнадцать 9-дюймовых мортир обр. 1877 г. на бетонных основаниях. Батарея строилась в 1894-1895 гг. Высота над уровнем моря 23,3 сажени (49,7 м). Обстрел круговой. Расстояние между орудиями парных барбетов - 6 саженей (12,8 м), а на смежных барбетах - 9 саженей (19,2 м). Бетонный бруствер толщиной 1 сажень (2,13 м). Имелось 3 снарядных погреба общей вместимостью 850 снарядов и 2 зарядных погреба на 850 зарядов."
Ранее, вокруг батареи была расположена воинская часть, но в 2006 году она была ликвидирована. Сейчас, в непосредственной близости достраивается жилой микрорайон; кроме того, часть батареи уничтожена, и на этом месте проложена грунтовая дорога к частному сектору. Также, обнаружено, что в подземных сооружениях обитают бомжи.
Теперь - к собственно, батарее:
2. Бруствер и орудийные дворики:
3. Спуск в одно из помещений:
Мне сейчас трудно назвать его предназначение - само помещение небольшое, да и никаких грузоподъёмных механизмов не предусмотрено, а снаряды калибром 9" (229 мм) в руках уже не поносить.
4. Интерьер:
В своё время, спуск закрывался бронедверью. От неё осталась дверная коробка:
5.
И остатки петель:
6.
Бывшие богреба боепитания выглядят более внушительно. Во-первых - в них ведут два спуска и проём для подачи:
7.
На следующей фото видна разница между спуском в погреб, и спуском в малое помещение:
8.
На переднем плане - спуск в "малое", а вот поодаль видны три проёма - погреб.
Если проводить аналогию с орудийными башнями, то получается, что проёмы с фото 7 ведут в рабочее отделение. За ним же - собственно, погреб:
9.
(проём ведёт в рабочее отделение)
Погреба имели 2 выхода. У того, что я осмотрел, второй выход был засыпан:
10.
У остальных - выходы сохранились:
11.
Теперь - к орудийным дворикам. На некоторых барбетах сохранились анкера, фиксировавшие орудия:
12.
Крупным планом - шпильки:
13.
В брустверах орудийных двориков видны ниши:
14.
Изначально, в них содержались снаряды и заряды первых выстрелов. Смысл этого - чтоб при внезапном появлении противника, можно было начать его обстреливать не дожидаясь того момента, когда отопрут основные погреба и из них подадут боеприпасы. Аналог кранцев первых выстрелов на кораблях.
Выше я говорил о том, что фрагмент батареи уничтожен, и на его месте проложена грунтовая дорога. Однако, нет худа без добра - есть возможность осмотреть батарею в разрезе:
15.
И ещё момент - проектировщики и строители проявили внимание к мелочам. На ступенях лестниц, ведущих на бруствер, когда-то располагалась металлическая окантовка, да ещё и с рельефом - чтоб не изнашивалось и не скользило:
16.