Как мы защищали науку и образование на "марше миллионов"

Jun 13, 2012 02:30

12 июня шествие и митинг прошли в Москве под лозунгом «День России без Путина». По оценкам организаторов  в акции приняли участие около 100 тысяч человек. Рядовые участники предпочитают определять численность проще - как «очень много».

Шествие и митинг прошли без происшествий, если не считать таковыми сильный, но короткий ливень и вручение Немцову сразу после выступления повестки на допрос.

Наиболее важным итогом митинга можно признать впервые сформированные тематические колонны: научно-образовательную и колонну движения «Оккупай».

В условиях общего недовольства оргкомитетом со стороны низов, появление этих колонн можно признать важным признаком развития движения.


Научно-образовательная колонна была подготовлена в основном теми же людьми, которые ранее организовывали в Москве несколько митингов на тему защиты московского образования (в большинстве, активистов левых организаций). Были представители инициативных групп родителей, протестующих против слияния своих школ  и недавно проведших пикет у департамента образования г. Москвы. Одним из организаторов также стал Межрегиональный профсоюз работников образования «УЧИТЕЛЬ».

Важным дополнением стало присоединение инициативных групп ряда вузов. Кроме уже набравшей известность ИГ МГУ или РГГУ, была, например, замечена группа из 15-20 человек под растяжкой Московского педуниверситета. Активно раздавались листовки пропагандирующие инициативу создания ассоциации преподавателей высшей школы «Свободный университет».

Также можно отметить участие в колонне редакции известной научной среде газеты «Троицкий вариант». С ней, правда, оказался связан инцидент, когда люди с футболками «Троицкий вариант» (провокаторы?) попросили удалиться пришедших под красными знаменами и запевших революционные песни активистов  «Российского социалистического движения». Произошедшее, очевидно, требует в будущем более тщательного планирования и договоренностей о принципах сосуществования идеологически разных течений в рамках общего научно-образовательного движения.

При этом надо отметить, что колонна ученых и педагогов была очень хорошо организована и оформлена, что способствовало притоку в нее новых членов. Над колонной качался большой белый шар с надписями «наука и образование» и «вернем в Россию мозги». Было много растяжек, транспарантов  и небольших плакатов. Два студента шли в строительных касках с надписью «защитим мозги». Один из членов редакции «Троицкого варианта» профессор Михаил Гельфанд украсил свою роскошную смоляную бороду белыми ленточками. Профессоров вообще было в этот день много в колонне, хороших и разных. Был замечен даже один академик РАН, рассеянно смотревший вдаль поверх красных флагов и транспарантов.

Была Елена Травина, директор центра детского творчества из Зеленограда, прославившаяся тем, что отказалась в феврале идти на путинг на Поклонную гору.

В процессе движения было много кричалок, небольшие выступления о сути реформы образования, что тоже создавало дополнительный шарм колонне. В перерывах между скандированием люди в рядах активно общались между собой, узнавали новое о соседях справа, слева и сзади. Много раз спрашивали, что такое профсоюз «УЧИТЕЛЬ» и чем он отличается от традиционного профсоюза.

По приходу на место проведения митинга участники образовательной колонны прослушали первые выступления, в том числе, Сергея Удальцова, который озвучил некоторые социальные требования, а затем, в знак протеста против того, что оргкомитет митинга отказался дать слово кому-то еще кроме Удальцова, решили провести свой мини-митинг.

Поскольку ораторов с большой сцены было слышно плохо (да и надоели они уже порядком), альтернатива получилась вполне жизненной.  Если сначала выходили выступать политические активисты, то после к микрофону потянулись и совсем не политизированные участники, пытавшиеся рассказать о проблемах своего вуза.


В итоге, организаторы  то ли испугавшись альтернативных выступающих (хорошо поставленные преподавательские голоса долетали и до большой сцены), то ли устыдившись своего антинародничества, дали все же слово одному из организаторов научно-образовательной колонны, молодому ученому Григорию Колюцкому.

Я собираюсь говорить о четырёх вещах - отметил Григорий:

1) Самоорганизация - как единственный эффективный путь отстаивания собственных прав;

2) Сплочённость профессионального сообщества вокруг каждого НИИ и каждой школы, дающих сигнал SOS;

3) Необходимость прямого представительства в политике интересов нашего (и других) профессионального сообщества;

4) Конспирология: наука и образования разрушаются осознанно для уменьшения доли граждански сознательных людей.

Иллюстрировал эти тезисы оратор на примере Института теоретической и экспериментальной физики и нового стандарта для высшей школы, прежде всего.

Митинг закончен, теперь дело за оформлением конкретных планов совместной работы. Научно-образовательная колонна переходит в постоянный режим - выразил общее мнение один из участников.

образование, протест

Previous post Next post
Up