Граждане Божьего града.

Jan 26, 2013 17:06


Прихожане храма святых Жен Мироносиц организовали в Пскове выставку фотографий и текстов. В них представлены праведники, которых в дни моей юности Бог сподобил меня встретить на своем жизненном пути.  
      Архимандрит Борис Холчев часто повторял: «Жалко молодёжь. Мы сами-то добродетелей не имеем, но мы хотя бы видели праведников, имевших добродетели. А молодёжь их не застала. От кого же им брать преемство в духовной жизни?» Отец Борис придавал большое значение в духовной жизни личному общению В своих проповедях отец Борис постоянно вспоминал о праведниках, с которыми свёл его Бог. Они были опорой и помощниками в его судьбе. Отец Борис верил, что души человеческие общаются между собой не только через слово, но не опосредованно. Он говорил: «С одним человеком приятно разговаривать, а от другого веет холодом. Благодатное состояние души праведника передаётся через личное общение. Встреча с праведником наполняет душу, и человек переживает несказанный мир и благодатную радость».
      Отец Борис всегда стремился поступать не по своей воле, а так, чтобы в его судьбе действовал Промысел Божий. Выражая свои намерения, он добавлял: «если Бог благословит, сделаю то-то». Своих духовных детей он учил сперва помолиться Богу, а потом принимать решение, чтобы избежать своеволия. Однажды в лагере ему предложили работу в медицинской части. Это немного облегчало общие лагерные условия. Ночью во сне к нему пришёл иеромонах Нектарий оптинский и сказал: «Ты - не доктор. Ты- священник». Утром он отказался от предложения. Через некоторое время это решение помогло ему освободиться из заключения.
     В проповедях отец Борис часто вспоминал о встречах с иеромонахом Нектарием, прот. Иоанном Кронштадтским, прот. Алексием и Сергием Мечёвыми, Михаилом Новосёловым. В дни их памяти он обычно служил Литургию.
     Бог наделил отца Бориса благодатными дарами. Сила его молитвы защищала судьбы, в частности, мою и моей семьи в испытаниях, когда казалось, надежды не было. Он говорил: «Бог всё устроит. Помолимся. Бог даст, всё получится». Слово его имело силу. Оно не только утешало, но конкретно исполнялось в нашей судьбе.
      Н. А. Павлович из Маросейской общины писала о нем:
                                    Был другой: спокоен строг и светел
                                                                      весь как луч.
                                                    Помяни нас на рассвете
                                                         средь уральских круч…
                                     Он в бараке задымлённом, душном
                                                                     Непоколебим.
                                            Райской лестницей воздушной
                                                                Засияй пред ним.
       Образы духоносных праведников не вмещаются в слова. Они богаче, ибо за словом присутствует дух, невыразимый словом. Здесь также, как с цветами. О цветке  можно рассказать так наглядно, что воображаемое становится зримым. Но совершенно невозможно передать запах цветка. Есть только единственная возможность его ощутить. Нужно цветок понюхать. Так и с праведниками. О них можно бесконечно говорить, но пережить его благодатное действие на душу возможно при личной встрече.
       Благодарю Бога, что привёл видеть удивительных людей, в которых созрели духовные плоды, описанные апостолом: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, кротость и воздержание. Они освещают жизнь уверенностью, что на земле возможна жизнь с Богом и по-Божьи. Праведники, прославленные и не прославленные церковью:
       Иеромонах Севастиан Карагандинский был первым духовным руководителем, с которого началось моё воцерковление, первые шаги в церковной общине, сознательная исповедь и знакомство с церковными книгами. При нём монахиня Агния писала иконы, монахиня Вера занималась хозяйством. Андрей Михаилович читал Апостол за Литургией. Александр Кривоносов помогал в алтаре, позднее стал священником и служил вместе с о. Севастианом. Его духовным чадом был митр. Питирим Нечаев.
       Светлую память храню о епископе Донате. С ним общался в Новосибирске и в Москве.
       Иеромонах Феодосий (Сердюк), регент правого хора Киево-Печерского монастыря, приютил меня в своей келье до поступления в Киевскую духовную Семинарию. Другом о. Феодосия был о. Пафнутий Россоха, позднее почитаемый киевский старец (схиархим. Петр). После семинарии они познакомили меня с архиеп. Ермогеном (Голубевым). Он принял меня в Ташкентскую епархию и рукоположил в священный сан.
      Схиигумен Кукша, принял меня в Залещиках (Закарпатье) и благословил жениться и рукополагаться. Позднее мы с женой общались с ним в Одессе.
        В Ташкентский круг о. Бориса  входил иером. Иоанн (Вендланд), иер. Сергий Никитин(позднее, еп. Стефан Можайский), прот. Василий Евдокимов и его жена, Татьяна Алексеевна; прот. Георгий Тревогин и Валентина Карловна; прот. Федор Семененко, секретарь Ташкентского епархиального Управления и его жена Александра Александровна; Инокиня Евгения Миллер; Мария Васильевна, сестра о. Бориса; Елена Булгакова, Ирина Мечёва и много священников и мирян Ташкентской епархии, из Москвы и других городов. nbsp;          
        Мария Николаевна Соколова написала иконостас свято-Сергиевского храма Ферганы, где много  лет служил о. Борис.
       Митр. Арсений Стадницкий; митр. Лука Войно-Ясенецкий, митр. Гурий Егоров, архиеп. Гавриил Огородников, архиеп. Варфаломей Городецкий, митр. Леонид Поляков - святое апостольское преемство, светившее в мусульманской стране. Все они формировали человеческие личности, как искусные ваятели создают свои скульптуры. Они все ушли в вечный дом Божий, но оставили неизгладимые следв, в человеческих душах. Мы вспоминаем о них с благодарностью, как научил поэт: «не говори с тоской: их нет, но с  благодарностию: были».
                               Сокращается список, что «о здравии» я подаю
                               Молчаливой свечнице в Никольском соборе.
                               Вот, и матушка Елизавета сегодня в раю.
                               И душа ее детская хору небесному вторит.
                               В длинный список имен, подаваемый «за упокой»,
                               Ее имя добавилось и завершило страницу.
                               К отдаленному берегу, что за небесной рекой,
                               В белом клюве уносит его почтальонша-свечница.          
           (Стихи Е. Пудовкиной).
Previous post Next post
Up