Nov 22, 2012 17:14
«Наше общество не светское. Часть его светская, а часть религиозная», - сказал Чаплин в ходе дискуссии в редакции журнала The New Times, передает «Интерфакс».
По его словам, в России нет принципа отделения церкви от государства: «От государства отделены религиозные объединения. Это управленческие структуры религиозных организаций». Как отметил священник, этот принцип толкуется в законодательстве и означает, что религиозные объединения не являются органами власти, а государство не несет на себе религиозных функций.
«Вот больше ничего этот принцип по большому счету не означает. Церковь как мировоззрение, религия, как явление не может быть отделена от государства точно так же, как не может быть отделен от государства народ», - сказал он, подчеркнув, что «церковь как значительная часть народа от государства не отделена и не может быть отделена».
В отношении «религиозных объединений» в законе ФЗ-125 всё объясняется гораздо понятнее в отличие от путанного и противоречивого объяснения протоиерея В. Чаплина:
«Управленческие структуры» и «не являются органами власти» - это как понимать?
Мой опыт говорит, что именно церковный народ отделён от «управленческих структур религиозных организаций» , а сами структуры пребывают в тесных объятиях с государством.
Это одна единая элита, живущая общими интересами на бюджетные деньги.
Отец Всеволод Чаплин полагает, что Российская империя погибла в 1917 году потому, что реформы Петра оторвали церковь от народа. Одни согласятся с его утверждением, другие - нет. А вот с выводом о. Всеволода из этого утверждения многие не согласятся :
«До него (до Петра) люди были счастливы, потом они стали несчастны», - сказал он».
Допетровское счастье народа выразил в стихах К. Бальмонт:
Когда опричники, веселые, как тигры,
По слову Грозного, среди толпы рабов,
Кровавые затеивали игры,
Чтоб увеличить полчище гробов,-
Когда невинных жгли и рвали по суставам,
Перетирали их цепями пополам,
И в добавленье к царственным забавам,
На жен и дев ниспосылали срам,-
Когда, облив шута горячею водою,
Его добил ножом освирепевший царь,-
На небесах, своею чередою,
Созвездья улыбалися как встарь.
Лишь только эта мысль в душе блеснет случайно,
Я слепну в бешенстве, мучительно скорбя.
О, если мир - божественная тайна,
Он каждый миг - клевещет на себя!
О народном счастье после Петра писал Некрасов, подтверждая мысль о. Всеволода, что после Петра люди были несчастны:
... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках на железной цепи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Зато в советскую эпоху звучали песни о счастье и радости народа:
«Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»
«И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить»
«Раньше песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет»…
Правда, официальное счастье в те времена соседствовало с лагерями и массовыми расстрелами, тоже счастливы были не все.
В общем, трудно указать в истории России период, в который бы все «люди были счастливы», как полагает о. Всеволод. Под словом «счастливы» о. Всеволод, как мне кажется, понимает удовлетворённость жизненными благами. Такие люди находятся в каждую эпоху, но составляют не народ, а отобранную из народа элиту. Сегодня тоже много счастливых. К ним принадлежит, в частности, отец Всеволод Чаплин.
В какие эпохи счастливых людей было больше, а в какие - меньше, чем теперь? Вопрос праздный. Его решение не поможет желающим пополнить ряды счастливых.