Как я попал на Мадагаскар

Sep 22, 2015 14:24



Последнее время часто спрашивают, как меня сюда занесло. Думаю лучшим ответом будет статья Аллы rosa_branca Боголеповой "Обычная семья", написанная в июне 2013 года. Сразу ее не опубликовал у себя, так как номер еще в печать не вышел, а потом забыл.

Впервые взяв на руки своего новорожденного сына Ванюшу музыкант Илья Клейменов растерянно спросил: «А почему он белый? Мама-то у нас малагасийка…»


2. За день до рождения сына.


О Мадагаскаре Илья Клейменов, как и все советские дети, слышал еще на школьных уроках географии: островное государство в Индийском океане, находится у восточного побережья Южной Африки, столица - Антананариву. Но о том, чтобы поселиться на этом самом островном государстве, Илья даже и не думал. Из родного Красноярска он уехал в Германию, потом в швейцарский Монтре -учился, жил и в какой-то момент понял, что нестерпимо скучает.

«В Швейцарии у меня не было никаких перспектив, - вспоминает он. - Однажды, когда я уже буквально сходил с ума, мой друг-фотограф, только что вернувшийся с Мадагаскара, стал рассказывать об этом райском острове. «Почему бы не попробовать начать там новую жизнь», - подумал я».

3. Русская бабушка. Долина гейзеров Ампефи.


О Мадагаскаре Илья не знал почти ничего. Приехав в Москву, он попытался купить учебник малагасийского языка, позвонил на факультет иностранных языков МГУ и таким извилистым путем «вышел» на Людмилу Карташову, единственного в России специалиста по Мадагаскару. «Потом я узнал, что в Антананариву Людмила Алексеевна почти национальная героиня: она была радийным «голосом» СССР на Мадагаскаре. «Я ей просто позвонил, и она пригласила меня в гости, - рассказывает Илья. - Благодаря ей, я приехал в совершенно незнакомую страну, имея кое-какие контакты». Первое посещение острова повергло Илью в шок: азиатско-африканская страна, жизнь устроена совсем иначе, чем в привычных России и Европе. Илья говорит, что первое время всего боялся и мыл не только фрукты, но даже сыр. Он много путешествовал по стране и присматривался - можно ли здесь построить какой-то бизнес. «Мысль тогда работала в типичном для эмигранта направлении, - вспоминает он. - Турфирма, отель… То есть в любом случае работа с соотечественниками». В ресторане гостиницы, где по­селился Илья, по вечерам звучала «живая» музыка. Движимый не столько желанием развлечься, сколько профессиональным интересом, Илья спустился послушать местных музыкантов - и познакомился с Сандрой. Двадцатипятилетняя малагасийка пела в музыкальной группе - причем пела очень хорошо. Познакомившись поближе, Илья узнал, что Сандра - девушка необычная.

3. Сандра.


На Мадагаскаре принято рано выходить замуж и рожать детей - бывает, что в тридцать у малагасийской женщины уже несколько внуков. Будучи настоящей малагасийкой по духу, Сандра, тем не менее, представляла свою жизнь по-другому: сильная, самостоятельная, она не стремилась замуж и не очень-то подчинялась патриархальным законам малагасийского уклада.

«На Мадагаскаре считается очень престижным выйти замуж за белого, - рассказывает Илья. - Но даже когда у нас с Сандрой начался роман, она не давила на меня ни секунды. Не было в ней желания «захомутать», которое так пугает большинство мужчин». Через несколько месяцев Илья уехал в Европу. Он собирался вернуться, но никаких серьезных планов относительно Сандры не строил. Оба сочли, что отношения закончены, а стало быть, они свободные люди.

«Я решал свои проблемы, - вспоминает он, - и думал: конец истории. А потом опять при­ехал на Мадагаскар, мы снова встретились, и все вернулось».

Через месяц Илья с Сандрой сняли маленькую квартирку в Антананариву и решили жить вместе. Незадолго до 2013 года на Мадагаскар приехал известный российский блогер Илья Варламов. Сандра и Илья показывали ему остров, и во время одной из поездок Илья узнал, что станет отцом. Сандра была на пятом месяце беременности, когда Илья предложил ей обвенчаться в русской церкви Антананариву. Малагасийка-католичка получила православное имя Анастасия и стала женой русского музыканта.

4. Крещение Ивана в православном храме Антананариву.


К тому времени Илья уже начал заниматься торговлей специями: «Мадагаскар славится гвоздикой, розовым перцем, ванилью. Я об этом не знал-я тогда вообще ничего не знал о специях. К этому бизнесу меня подтолкнул друг из Одессы, который торгует специями со всего мира давно и успешно. Но без Сандры у меня бы ничего не получилось. Ничего бы я без нее не купил и не продал. Хотя на тот момент о специях она знала не больше моего. Мы учились на ходу, вместе набивали шишки, вместе теряли деньги… Нет, без ее помощи ничего бы не вышло».

Мадагаскар - страна своеобразная: люди там, по словам Ильи, хорошие, но бедные, оттого и не считают воровство и обман чем-то зазорным. Особенно когда речь об иностранце: с точки зрения местных крестьян такого не облапошить -себя не уважать. Илья вспоминает, как при одной из первых закупок гвоздики поставщик потихоньку налил в каждый мешок по литру воды. Гвоздика разбухла, вес увеличился, и оказалось, что десять процентов денег было уплачено фактически за воду.

«Конечно, мы с тех пор поумнели, - улыбается Илья. - Теперь на закупки со мной ездят три человека: один проверяет содержимое каждого мешка, второй эти мешки зашивает и взвешивает, а третий сидит с оружием и охраняет». До рождения сына Сандра вникала во все тонкости бизнеса, контролировала буквально каждый шаг работников.

5. Винни Пух


Появление маленького ребенка в этом смысле мало что изменило: Сандра по-прежнему в курсе всего.

«Мы переехали в просторный дом, и сейчас у нас три человека прислуги, - рассказывает Илья. - Многие мои соотечественники говорят: «Да вы, ребята, буржуи!» А тут просто так принято. Горничная убирает дом, садовник - он же охранник - следит за садом. И есть специальная девочка, которая круглосуточно при Ванюше. Конечно, сын растет с мамой и папой. Но когда Ваня играет во дворе, Сандре не приходится беспокоиться, не упал ли он, не потянул ли в рот немытый фрукт. Няня решает все «технические» проблемы».

Желание мужа крестить маленького сына не вызвало у Сандры никаких возражений. Не будучи человеком глубоко религиозным, Илья говорит, что крещение Вани было для него скорее вопросом национальной идентичности, чем религии. Будет сын считать себя русским или малагасийцем?

«Он вырастет и решит, - говорит Илья. - Конечно, я надеюсь, что он выберет быть русским». Родители делают для этого многое: показывают ребенку классические советские мультики, читают детские книжки на русском языке. Мама Ильи, учительница русского языка и литературы, поет ему по скайпу русские колыбельные песни. В ответ на вопрос «кто в доме хозяин» Илья смеется: «И хотел бы сказать, что я, но это будет не совсем правда. В доме всем рулит Сандра, и в бизнесе я без нее обойтись не могу. Конечно, я могу стукнуть кулаком по столу и на­стоять на своем, но жена создала такие условия, что у меня просто нет в этом необходимости. Я тот муж, который абсолютно доволен своей семейной жизнью».

6. Если то-то пойдет не так - всегда есть кому лазить на пальму за кокосами.


Однако и Сандра не считает себя главой семьи. Как всякая мать, она уверена, что хозяин в доме - ребенок: Ванюша - главный, все лучшее - Ванюше. Даже собака Жужа, «бывший будущий доберман», купленная Сандрой на автобусной остановке, но выросшая в дворнягу весьма сурового нрава, Ванюши по­баивается. «Когда родился сын, Жужу пришлось переселить во двор, - вспоминает Илья. - Как она выла и бесилась - словами не передать, весь город слышал и, наверное, думал, что у нас завелся бешеный слон. Вчера мы впервые спустили ее с цепи во время Ваниной прогулки. Люди с Жужей стараются не связываться, а Ванюша ее совсем не испугался, пошел навстречу, за уши взял. Жужа стоит, смотрит на нас жалобно и словно спрашивает: «И что мне с ним делать?»»

7. Жужа.


Соседи Ванечку не просто любят - обожают. Белого малыша с русским именем знают все и, конечно, отчаянно балуют. Илью с Сандрой это с одной стороны радует, с другой - немного пугает: не скажется ли всеобщее обожание на характере сына? «Я пытался быть построже, - говорит Илья. - А потом подумал: может, не стоит? В конце концов, это и есть по-настоящему счастливое детство - ребенок растет в атмосфере любви, с ощущением безопасности и чувством, что наш мир - это хорошее и приятное место».

8. По дороге остановились купить фруктов - аборигены разглядывают белого малыша. Никогда не видели раньше.


Русская бабушка Ванюши уже приезжала на Мадагаскар - посмотреть внука, познакомиться с невесткой и новыми родственниками. А вот Ванечка и Сандра в России еще не бывали. «Я учу русский язык, - говорит Сандра. - Это сейчас моя задача номер один». Каждый день она занимается со свекровью по скайпу и быстро делает успехи. «Сандра очень забавно говорит, иногда мне трудно удержаться от смеха, - рассказывает Илья. Сегодня делала упражнение по русскому и слово «с удовольствием» написала как «сюда вольствием». «Сюда»-то она знает, я Ванечке часто говорю «иди сюда»».

9. 2 года в Африке. День Рождения Ивана. На плантации в Амбандзе.


Легко ли найти общий язык двум людям, принадлежащим к совершенно разным культурам? Русский мужчина, сибиряк, много лет проживший в Европе, и малагасийка, представительница народа, этнически соединившего в себе Африку и Азию. «Мы никогда об этом не думали, - отвечает Илья. - Я не знаю рецепта счастливой семейной жизни. Наверное, главное, не пытаться друг друга переделать. Я всегда останусь русским, буду варить борщ из мадагаскарских продуктов и временами сбиваться на русский язык. Сандра - малагасийка до кончиков ногтей. Но это не мешает нам быть обычной семьей».

Принимать человека таким, какой он есть, уважать в нем даже то, что ты не всегда можешь понять - это и есть любовь. Запеченный горб зебу на ужин, посаженные сибирской мамой гладиолусы, тетрадки Сандры с упражнениями по русскому языку и диски с «Простоквашино» для сына Ванюши. Отличная семейная жизнь на берегу Индийского океана.



Алла, огромное тебе спасибо еще раз!

личное, Ванюша, Мадагаскар

Previous post Next post
Up