Мое открытие мира

Jul 23, 2013 13:09

Авиньон

У каждой профессии должно быть райское место. У театралов - это Авиньон - небольшой средневековый город в Провансе.

Уже сто лет теоретики пророчат театру быструю и болезненную смерть - мол, несовременный и неудобный это вид искусства. Кому мол нужен театр, когда есть кино и телевидение? (А теперь еще и компьютер с интернетом). Кто только на эту тему не писал, модернисты особенно преуспели в этом направлении, помнится... А вот приехали бы эти писаки в Авиньон в 2013 году и поглядяли как театр умирает. В конвульсиях практически.... Этот мертвец оккупирует город каждый июль и как был корчась в муках одновременно производит на свет аж два театральных фестиваля - Авиньон Инн и Авиньон Офф. Первый - официальный элитисткий, так сказать. Туда приглашают исключительно «звездный» авангард театрального искусства. Второй - демкоратически-фринжевый, построенный по принципу «Нашел сводобную сцену - показвай свое искусство, ну или что там у тебя». В течение месяца в городе одновременно идет ТЫСЯЧА спектаклей (каждый день ТЫСЯЧА!!!), плюс весь центр заполоняют уличные артисты, количество не поддается исчеслению. В общем, этот разгул Мельпомены ни на что, как на мысли о смерти не наводит естественно, ну, в крайнем случае - на предмертную агонию.

Однако, самое главное в Авиньоне - это не театр, это публика. Такой публики я не видел нигде. Если в Канаде называешь имя Робера Лепажа, народ часто пожимает плечами - мол, не в курсе, кто это. А вот назови какой-нибуть тупой голливудский боевик - и все сразу в курсе о чем речь. В Авиньоне простой французский зритель знает о театре больше, чем канадский театровед. Стоим, в очереди общаемся - а там это традиция в очереди за билетами постоянно общаться, обсуждать спектакли - народ узнает, что я из Канады и начинает поток восторгов: «Ааааааааа! Лепаж - экзаз! Волшебство!» Рядом со мной стоит дама из Польши - народ опять в восторге - Тадеуш Кантор - мы видели его спектакли еще в 70-ые! ЧТО? КАК? Вы видели спектакли Кантора? Вживую?.... Невероятно...

Из любимого: после очень сложной и неоднозначной немецкой постановки Rausch - мужчина сидевший за мной громко жалуется на качество драматургии - мол, недоработано, сыро, зеленовато... Через 3 ряда выше другой зритель возмущенно кричит в ответ: «Да, что вы понимаете - это было гениально!!!! Это же бы Хайдеггер, настоящий Хайдеггер. Блестящая, блестящая постановка!!!!» И далее начинается ожесточенный спор зрителей, народ делится на лагеря, не просто по принципу «понравилось-не понравилось», а по принципу «Хайдеггер - не Хайдеггер»... Боже, как это прекрасно, когда театр вызывает споры, бунты, страсть, мысли... Как это прекрасно, когда к нему относятся не потребительски, а с чувством, с сердцем, с душой...

В общем, браво, Авиньон! Браво Госпожа Публика! Браво, Господин Театр! Для метрвеца - совсем неплохо, по-моему.

ЗЫ. Для тех, кто в курсе. Да, на Авиньонском мосту  я тоже был. Песенку спел. Ничего особенного. Тем более, что она к мосту не имеет никакого отношения, а опять же имеет отношение к театру. Песенка Sur le pont d’Avignon оказывается совсем не народная - она приобрела популярность только в 19 веке, благодаря одной парижской оперетте среднего пошиба. Да, и на мосту Авиньонском народ никогда не танцевал, а  вот под мостом - другое дело. В пьяном виде естетственно. J

image Click to view

my travels

Previous post Next post
Up