Мы публикуем полную версию интервью о. Георгия для программы «Доброе утро» на Первом канале
Саму передачу можно посмотреть
здесь.
Давайте поговорим о Крещении, Богоявлении. Что это за праздник?
Священник Георгий Кочетков: Богоявление - это один из самых древних православных праздников. Вместе с Пасхой он лежит в основе всего годового круга праздников, всего церковного года. И когда-то даже Рождество Христово не праздновалось отдельно и входило в празднование Богоявления. И сейчас эти праздники очень связаны. Неслучайно время от Рождества до Богоявления называется святками, то есть святыми днями - это один праздник.
Богоявление связано с воспоминанием очень важного евангельского повествования о том, как Христос пришел, чтобы совершить покаяние вместе с народом. Не потому, что Он Сам нуждался в покаянии, а для того, чтобы взять на себя грех мира. Об этом благовествовал и Иоанн Предтеча, говоря грядущему навстречу Христу: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин 1:29).
Праздник этот очень значительный. С этого момента начиналось служение Христа народу. До Крещения Христос как бы ещё готовился, Он ещё развивался, укреплялся духовно и физически, а потом началась Его проповедь. Так что этот праздник очень почитается. И он, как и Пасха, исторически был связан, начиная с первых веков христианской истории, с практикой крещения. Нельзя было в древности нормальному здоровому взрослому человеку (а тогда крестили в основном взрослых) просто прийти и по требованию креститься. Нужно было готовиться. Подготовка занимала довольно длительное время - два-три года, иногда до пяти лет, если были какие-то особые осложняющие обстоятельства, например, если человек был жрецом. В наше время это можно сравнить, я не знаю, с каким-нибудь идеологическим работником. И человеку нужно было поменять образ своих мыслей. Человеку нужно было поменять образ своей жизни. Он должен был изменить отношение к нуждающимся, бедным, страдающим людям. Он должен был проявить любовь и сострадание и к Богу, и к людям. И это было главным критерием для того, чтобы определить, готов человек к крещению или не готов. Именно изменение самого образа жизни, образа мыслей, самой веры человека, то есть кому человек открывается, чему человек открывается. Если он открыт Богу, если он открыт людям, то тогда он настоящий христианин. Если, конечно, он открыт в добре, красоте, любви.
Читать и смотреть далее