Слово после литургийного евангелия на вечерне (Мф 6:14-21)
Братья и сестры, христиане! В этот день, сейчас, с шести часов вечера по древнему календарю, мы совершаем последнее усилие для достойной подготовки к Великому посту. Эта "неделя", т. е. этот воскресный день, называется Прощеное воскресенье. Он же - "день воспоминания Адамова изгнания", что для нас означает воспоминание того, что сделал, соблазнившись, первый человек в раю и что за этим произошло. А дам получил заповедь от Самого Бога и не сохранил ее. Он ввел грехом своим в искушение весь мир. И как "через одного (первого) человека грех вошел в мир", так через него вошла в мир и смерть - как духовный акт отрыва от Бога, разложения, победы хаоса над Божьим порядком. И вот, делая этот шаг, последний шаг в направлении Великого поста, мы читаем с вами евангелие и слышим о том, что всем нам следует прощать людям их согрешения. Но ведь и все мы много согрешаем, дорогие братья и сестры. Только духовно неопытный, только духовно слепой человек может думать, что он мало согрешает, что ему не требуется никакого особого покаяния. Все мы много согрешаем, поэтому всем нам требуется прощать друг друга. Ведь каждое наше согрешение, каждый наш грех распространяет свое разрушительное действие не только на нас самих, но и вокруг нас. Нам надо исправлять друг друга, помогать друг другу, и это значит прощать друг друга. Не будет прощения - не будет и милосердия в сердцах наших, а не будет милосердия - не будет и любви, не будет любви - останется наше сердце пусто, без Бога. Но если мы прощаем людям согрешения их, то мы можем надеяться на прощение Бога, ибо тогда в нас тоже будет милосердие и любовь. А где любовь - там Бог. Поэтому и сказано Господом: "Если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Как понять, что Бог не простит? Только так, думается: Бог не простит того, до кого не достучится, а не достучится до того, чье сердце глухо, пусто, чье сердце окаменело и лишено жизни и милосердия.[Spoiler (click to open)] Вместе с прощением нам с вами для начала поста нужно иметь сердечную молитву. Да и знать - как поститься. Если мы будем лицемерно показывать людям то, что мы постимся, то нет в нас истинного христианского поста. Ведь пост может быть как внутренним, так и внешним. Можно соблюдать внешний устав поста, да и нужно, дорогие братья и сестры, стараться это делать, насколько у нас сейчас хватает сил. Но еще более нужно нам с вами соблюдать внутренний устав поста, не быть лицемерами и уметь сохранять тайное в тайне. Пост нам нужен для того, чтобы обратиться к себе и войти в себя, чтобы снова самым нелицеприятным образом просмотреть свою жизнь: готовы ли мы на духовный подвиг так, как мы сегодня с вами говорили в отношении всех преподобных отцов, память которых праздновали. Готовы ли мы на этот подвиг? Отдали ли мы Богу всю свою жизнь: духовную, душевную, интеллектуальную, чувственную, телесную - всю, всю, всю? Собрали ли мы свою волю, не лежим ли в расслаблении, в лености? Не привязаны ли мы ко всему тому, к чему привязаны в этом мире язычники? Умеем ли мы служить тем даром, какой дает нам Бог? Способны ли мы поделиться своей верой, своим счастьем, тем светом, которым так щедро делится с нами Господь? Не будем, дорогие братья и сестры, поститься, как лицемеры. Не будем принимать на себя мрачные лица и показывать свой пост пред людьми. А то как иногда бывает? Придешь в чей-нибудь дом во время поста. Дом без христианских традиций, но открытый к слову Любви, к слову Божьему, к молитве. В таком доме, конечно, закон гостеприимства, закон любви всегда должен быть выше внешнего закона. В таком доме, конечно, можно принимать и пищу всякую, которую тебе предлагают, не устанавливая в нем своих, пусть даже столь дорогих нам церковных правил. А потом слышишь, что кто-то из находящихся в этом доме тебя же и осудил, потому что, оказывается, думал, что христианство есть исполнение правил, исполнение закона, и ждал примера только такого христианства в поведении, не будучи готовым увидеть самого главного, что есть в нашей вере. И, наконец, еще об одном читали мы сегодня в евангелии: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", - говорит Господь. Нам надо собирать с Господом сокровище. Господь нам указал, что это за сокровище. Это - Царство Небесное. А Царство Небесное - это "мир и радость во Святом Духе" при условии праведности нашей жизни. К сожалению, мы часто забываем о том, что Господь собрал нас, детей Своих, под крылья и ведет в Горний Иерусалим, во Святой Град, в Небесное Царство. И хочет от нас только одного - чтобы собирали с Ним, а не расточали. А нас постоянно отвлекают житейские заботы и суета. Мы не можем сосредоточиться ни на молитве, ни на чем другом из того, что требуется для постоянного следования за Господом. У нас к тому же все перепутано. Когда надо делать одно, мы делаем другое, когда надо делать это другое, мы делаем то первое и думаем, что делаем все, как следует. Но мы же знаем, дорогие братья и сестры, что все должно быть в свое время и на своем месте. Нельзя устраивать такую кашу из духовной жизни. Так же, как нельзя истинно верующему человеку просто собирать со всех сторон понемножку и при этом думать, что он обретает все. Надо сначала обрести главное, и тогда соберешь отовсюду то, чего еще не хватает. Также нам нельзя поддаваться хаосу, который постоянно стремится овладеть нами, пользуясь нашей слабостью, расслабленностью, нашей леностью. И если мы с вами, дорогие братья и сестры, надеемся получить духовную пользу от поста, если мы хотим воистину быть прощенными Богом и одаренными Им в высшей степени, тогда услышим Его святое Евангелие. Аминь. "Православная община" № 12, 1992 год.