Интересный документ об изъятии церковных ценностей в Царицынской губернии хранится в Государственном архиве Волгоградской области (ГАВО). Это Доклад ЦАРГУБИСПОЛКОМУ от 22 августа 1922 года, который хорошо передает и атмосферу в обществе и отношение советской власти к "попам" и верующим вообще.
ЦАРГУБИСПОЛКОМУ
О ходе работы по изъятию церковных ценностей по Царицынской Губернии.
ДОКЛАД. 24 августа 1922 г.
Губернская Комиссия по изъятию церковных ценностей создана 27-го февраля и тут же приступила к исполнению возложенных на неё работ, в первых числах Марта по уездам и Округам также было приступлено к работе Укомиссиями по изъятию.
В первую очередь Комиссиями созывалось местное духовенство для обсуждения вопроса по изъятию церковных ценностей о контактности работы таковой. В большинстве случаев духовенство /особенно рядовое/, шло на встречу комиссиям принимая участие в данной работе посредством проповедей в церквах и частных беседах, в которых объясняли гражданам верующим о необходимости изъятия церковных ценностей /излишних/, для спасения миллионных масс погибающих от голода, в результате чего и верующие шли навстречу и там работа по изъятию прошла без ропота и конфликтов, так например: прошла работа: В ленинском, Красноармейском, Царицынском и Николаевском Уездах.
В общих чертах работа по изъятию церковных ценностей по всей Губернии прошла удовлетворительно /в смысле конфликтов/, за исключением 2-го Донокруга, где Нижне-Чирской Епископ Николай ОРЛОВ открыто возстал против изъятия церковных ценностей, доказывая всевозможными лжемудрскими доводами о недопустимости изъятия опираясь на кононические кодексы, на отделение церкви от Государства и на патриарха ТИХОНА, говоря, что без согласия последняго изъятие церковных ценностей недопустимо. За епископом ОРЛОВЫМ, как за главарем Нижне-Чирской Епархии безусловно пошли и его прихвостники, как-то: священник ДИКАРЕВ Илларион, ЦАРЕВСКИЙ Иван, СУТУЛОВ Константин и другие, которые старались всячески противодействовать изъятию церковных ценностей например: разъезжая по хуторам под предлогом с великопостной молитвой везде агитировали среди граждан против изъятия в результате чего работа по изъятию во 2-м Донокруге проходила с большими затруднениями и собрание граждан, как в церквах так и районные /где обсуждались вопросы об изъятии церковных ценностей в присутствии членов комиссии по изъятию/, проходили бурными или даже срывалось подготовленными к тому со стороны духовенства кучками кулаком и другими несознательными гражданами. После принятия со стороны Губотдела ГПУ репрессивных мер против зачинщиков противодействия изъятия церковных ценностей, ЕПИСКОПА ОРЛОВА м его последователей прихвостников попов: ДИКАРЕВА и ЦАРЕВСКОГО, а также из некоторых граждан соучастников противодействия, работа по изъятию прошла более успешно и конфликтов более не замечалось. Всего во 2-м Донокруге на почве изъятия арестовано: семь попов и четыре человека из мирян, из коих пять попов и миряне переданы Ревтрибуналу для привлечения к ответственности, а на двух попов: ГРЕШНОВА и ПОПОВА ведется следствие /как вновь поступивший материал/.
Помимо этого на почве изъятия были ещё конфликты частичного характера например: в Хоперском Округе в хуторе ВИХЛЯНЦЕВЫМ станицы МИХАЙЛОВСКОЙ поп ТИХОМИРОВ на предложение уполномоченного по изъятию добровольно сдать излишние ценности, категорически запротестовал, опираясь на радио-телеграмму от Губпомгола /которая была разослана циркулярно до создания Комиссии по изъятию/, в которой говорилось, что Советская Власть не вмешивалась в дело изъятия, а предоставить полную инициативу духовенству, чем самым воззудил против изъятия и некоторых членов Церковного Совета, которые также присоединились к попу ТИХОМИРОВУ и в этот раз к изъятию недопустили, но вскоре этот конфликт уладился безболезненно и ценности были изъяты, а поп Тихомиров и трое членов Церковного Совета арестованы и переданы в Ревтрибунал для привлечения к ответственности.
В Усть-Медведицком Округе конфликтов на почве изъятия замечено не было исключая совершенной кражи церковных ценностей из церкви станицы ВЕШЕНСКОЙ /небольшое количество/. По этому делу велось следствие, но похитителей найти не представилось возможным, а по подозрению арестованы и преданы суду: священник той-же церкви ПОПОВ Илья и члены церковного совета СЕРГЕЕВ Иван и СЕРГЕЕВ Никита, как сговаривавшиеся /за 4 дня до свершения кражи/, скрыть церковные ценности от комиссии по изъятию.
В Царицынском Уезде также были частичные конфликты, как-то Ольховской волости священник КРАСАВЦЕВ старался противодействовать изъятию и даже позволял себе грубое обращение с членами Комиссии по изъятию и после изъятия чтобы направить граждан верующих против Соввласти, несмотря на то, что комиссией было оставлено при этой церкви три серебряных креста, КРАСАВЦЕВ их не использовал, а пользовался деревянным крестом, каковой давал гражданам верующим прикладываться, между прочим этот крест КРАСАВЦЕВЫМ до этого никогда в употреблении не был. Священник КРАСАВЦЕВ также арестован и предан суду Ревтрибунала.
В городе Царицыне духовенство к изъятию относилось можно сказать недоброжелательно, но вело себя довольно скрытно, так что агитации и каких либо науськиваний среди верующих против изъятия замечено не было. Глава Царицынской епархии епископ НИФОНТ можно сказать определенно, что к изъятию относится враждебно, но так-же вел себя довольно скрытно, держа себя якобы в стороне, но всеж-таки контр-революционные действия епископа НИФОНТА на почве изъятия удалось выявить например: епископ НИФОНТ приказывал своим прихвостникам диаконам ЛЕПСКОВУ и КРЫЛОВУ скрывать от изъятия более ценные церковные предметы, что ими и было проделано, в Успенском соборе ими были спрятаны ОДИННАДЦАТЬ серебряных предметов, какте: евангелие кресты чаши и прочее, каковые остались при церкви /о чем Губотдел ГПУ своевременно сообщил Губкомиссии по изъятию/.
Епископ НИФОНТ также арестован и отправлен в МОСКВУ, соучастники его дьякон ЛЕПСКОВ находится под арестом, а КРЫЛОВ разыскивается, последний, прослышав, что их гнусные делишки раскрыты из Царицына скрылся.
В остальных уездах на почве изъятия никаких конфликтов не замечалось и изъятие проходило гладко без шероховатостей, исключая некоторых отдельных граждан, которые относились к изъятию недоброжелательно и то выдавая себя в том только своим частичным ворчанием, но действий никаких замечено не было.
За весь период изъятия церковных ценностей по Губернии зарегистрировано 6 (7?) случаев кражи церковных ценностей и вообще имущества, из каковых один случай совершенный в селе ЕРЗОВКЕ Царуезда удалось раскрыть и похищенные вещи найти, совершивши кражу, оказался гражданин села ЕРЗОВКИ САВИН Гавриил Романович, но ввиду того, что последний по экспертизе врачей оказался психически ненормальным, то таковой суду предан не был.
Со стороны лиц производивших изъятие хищений и халатности в исполнении служебных обязанностей замечено не было, исключая Комиссий работавших в Хоперском и Усть-Медведицком Округах, где работа изъятия прошла в полном смысле не в интересах голодающих, а в интересах кулаков и ПОПОВ, это видно и того, что члены комиссии или уполномоченные по изъятию всецело шли на уступки церковным советам не проявляя своей воли, как например: где нужно было изъять четыре-пять предметов одного назначения брался только один что видно из отчетных ведомостей имеющихся в Губкомиссии по изъятию, в силу чего в эти округа был выслан уполномоченный из Губернии, дабы проверить и провести соответствующее изъятие.
Всего за весь период изъято и отправлено в МОСКВУ церковных ценностей в следующем количестве: серебра 145 пудов 4 фунта, 65 золотников, ЗОЛОТА 2 фун. 10 зол. 16 долей, золотой монеты 75 руб. и 10 марок, алмазов 9 штук, жемчуга 5 зол. 90 долей, медной монеты 4 р. 63 коп и весом 14 фун. 48 зол. Евангелий в целом виде 1 пуд 17 фунт. 86 зол.
О добавочно поступивших в Губфинотдел церковных ценностей сведений не имеется. Всего на почве изъятия церковных ценностей Губотделом ГПУ арестовано: 17 попов, /из них два епископа: Царицынский НИФОНТ и Нижне-Чирский Николай/, и десять человек прихожан из которых четыре попа освобождены за недоказанностью факта обвинения и гражданин САВИН освобожден, как психически ненормален, на трех попов ведется следствие, а десять попов и девять граждан переданы в судебные органы для привлечения к ответственности.
ВРМДНАЧЦГОГПУ и НАЧСОЧ М. КРЮКОВ
Нач. Отд. 2 ЗАГВОЗДИН
Уполномоч.2-Отд. БЕЛЕНКОВ
(орфография оригинала сохранена)
Фото стр. 1
Фото стр. 2
На одном из стендов выставки
«Non licet vos esse. Не должно вам быть», которая сейчас проходит в Волгограде (Царицыне), есть упоминание о епископе Нижне-Чирском Николае (Орлове).