Священники и миряне отвечают на актуальные вопросы, связанные с покаянием перед крещением
Как можно судить, готов человек к крещению или нет?
Руководитель Миссионерского отдела Курской епархии свящ. Тигрий Хачатрян: По требованиям Евангелия, он должен быть готов исповедовать Иисуса Христа Господом и желать наследования Царствия Небесного, при этом сделать жизнь следованием за Христом.
Сотрудник Миссионерского отдела Воронежской епархии свящ. Стефан Домусчи: С одной стороны, нельзя с уверенностью сказать, можно ли быть готовым ко крещению, потому что здесь, как и в таинстве покаяния или причастия, нет формальной границы готовности. Во всех этих случаях мы не можем сказать, что мы полностью покаялись или полностью подготовили себя к принятию Святых Тайн Христовых. С другой стороны, есть требования, которым человек должен соответствовать - это свидетельство православной веры и праведной жизни. Готовящийся ко крещению должен знать основы Священного Писания, прочитав некоторые книги Ветхого и Нового Завета, знать Символ Веры, не просто его выучив, но умея объяснить. Человек должен знать основы нравственного и аскетического учения церкви, знать опытно, т.е. показав пример молитвенной жизни и добрых дел.
Свящ. Иоанн Привалов (Архангельская епархия): Будучи приходским священником, настоятелем сельского храма, я встречаю немало людей, которые просят о крещении.
Конечно, прежде всего нужен какой-то неформальный критерий. Родная душа, верующая душа, которая действительно хочет какой-то иной жизни, всегда опознается. Это тот, кто действительно говорит, что ему важно не просто пройти тот или иной обряд, что он хотел бы понять какие-то главные вопросы в своей жизни, т.е. он хотел бы изменить свою жизнь. Так или иначе человек это дает понять. Но таких людей, надо сказать, крайне мало появляется в рамках прихода. Обычно люди приходят поговорить о той или иной какой-то нужде. Они хотят, чтобы что-то изменилось в их жизни, но при этом не самым радикальным, не самым острым образом. Им Бог нужен как помощник, если угодно, как золотая рыбка нужна была старухе. Поэтому в основном с готовностью людей к крещению я встречаюсь на оглашении. Когда люди проходят длительный путь оглашения, то тогда уже по контексту жизни, в каком-то более длительном процессе узнавания можно понять, действительно ли готов человек или не готов.
Нужно сказать, что в середине 90-х годов был страшный напор желающих креститься. И там критерием (я понимаю, это сейчас может восприниматься немного анекдотически) мог послужить ответ на замечание о необходимости оглашения. Если человек был готов потерпеть, пройти оглашение, разобраться с какими-то вопросами, был готов прислушаться, послушаться, значит, это косвенно говорило в пользу его готовности (уже появляется какой-то момент христианского терпения, послушания). А если человек требовал: нет, только здесь и сейчас, только сию минуту, и вообще ждать мне некогда или вообще вы ничего не понимаете, как вы можете знать, готов я или не готов, а я, может быть, всю жизнь готовился, вот я созрел - значит, с готовностью большие проблемы. Ведь люди здесь, конечно, путали принципиально разные вещи:да, может быть, он всю жизнь задавался вопросом, надо ему или не надо, и вот наконец решил, что ему это надо, и считает это готовностью к крещению, тогда как после этого должен быть сделан следующий шаг - разобраться, а церковь-то что в это вкладывает, а Бог-то чего хочет?
Да, я не всегда жестко настаивал на оглашении перед крещением. Но в основном это были компромиссы, которые ничем хорошим не закончились для этих людей. Они крестились, но не воцерковились, как-то сами где-то прозябают. Я помню только два случая, когда это действительно было внутренне оправдано. В обоих случаях это были молодые женщины. Было видно, что Евангелие ими прочитано, и в жизни их что-то Господь уже успел совершить. Но до сих пор я вижу, что их путь все равно очень непрост.
А.М. Копировский, катехизатор: «Если веруешь от всего сердца, то можно» (Деян 8:37). Это проявляется в том, что человек не тяготится заповедями, но старается исполнить их максимально возможно, пусть даже немного по-детски, радуется при чтении Писания, не чувствует себя неловко в храме, не отмалчивается при разговоре о Боге и церкви, а главное - понимает крещение не как дополнение к тому, что есть, а как выход во что-то совсем новое, хоть и не очень пока понятное. Ну, и не пропускает огласительных встреч, задает человеческие, а не заумные вопросы.
Другие вопросы:
Насколько оглашаемые связывают покаяние, без которого невозможно таинство крещения, с исправлением жизни?
Обсуждаете ли Вы с готовящимся к крещению грехи, связанные с нарушением заповедей Моисея? Исправляет ли человек то, что с этим связано (в частности, регистрирует ли «гражданский брак» и т.п.)?
Есть ли какие-то еще критерии готовности человека к крещению?
Читать ответы