Узнать святого в лицо

Feb 10, 2014 11:31


Как мы должны почитать новомучеников и исповедников российских?



Протоиерей Георгий МитрофановВ этом году церковь отмечает их праздник 9 февраля, но заранее можно предположить, что он не вызовет такого вдохновения среди народа, как дары волхвов или пояс Богородицы. Никто не захочет стоять много часов перед Бутовским полигоном в Москве или перед Ржевским в Питере. Россияне не понесут к иконам новомучеников грудных детей и не будут рассказывать об этом в фейсбуке.
По всей вероятности современному человеку духовный опыт новомучеников и исповедников российских до сих пор остается чужд. Известный историк, член Межсоборного присутствия РПЦ, протоиерей Георгий Митрофанов, много лет проработавший в Синодальной комиссии, считает, что современный человек не хочет мученически умирать, он хочет по-человечески жить, в том числе  за счет церкви. Поэтому к дарам и  выстраиваются такие очереди. А вот о чем можно молиться Иоанну Кочурову, многодетному священнику, первой жертве большевиков, которого в 1917-м году убила толпа?  Об избавлении от болезни? О том, чтобы муж-алкоголик бросил пить? Или об устройстве на работу? Непонятно.  Даже людям церковным не всегда просто сформулировать, чем этот праздник значим и что значит «почитать новомучеников», этих почти двух тысяч святых, чьи имена, как правила, большинству верующих не говорят ничего. Об это говорили историки и общественные деятели, собравшись на семинар  «Почитание новомучеников и исповедников и свидетельство о Церкви сегодня», организованный Преображенским Содружеством малых православных братств.

Хоть святых выноси

ХХ век переломал почти все традиции, существовавшие до него. К ним относится и традиция канонизации. Начиная с Х века она  была более менее ясной: как правило, еще при жизни или вскоре после смерти возникало мощное почитание среди народа, потом наблюдались многочисленные чудеса и дальше церковь  фиксировала уже очевидный факт святости - причисляла к лику святых. Некоторое отступление от этой логики произошло в Синодальный период, когда церковь всеми путями  пытались низвести до уровня не самого передового министерства. Тогда редкие канонизации происходят не только согласно народному волеизъявлению (оно чаще игнорируется, как сумасбродное), а по рекомендации членов Синода, а то и напрямую императора. Так или иначе, к началу ХХ века в Русской православной церкви были прославлены примерно 380 святых, в подавляющем большинстве - князья, святителей и монахи-аскеты.

В конце ХХ века картина сложилась принципиально иная. Образованный церковный народ, коего, естественно, почти не было, особо в выдвижении претендентов на канонизацию замечен не был, так как для этого нужны более менее согласованные соборные усилия, что для человека постсоветского сложно. Зато хорошо умели и умеют находить друг друга люди из маргинальных слоев. Они исправно атакуют Синодальную комиссию по канонизации, призывая причислить к лику святых то Григория Распутина, то Ивана Грозного, а то и самого «отца народов». Поэтому инициатива канонизации новомучеников и исповедников российских принадлежала церковью сверху - в 1987-м году была создана соответственная комиссия, которая начала собирать материал. Естественно, никакого народного почитания, «положенных» чудес и других атрибутов  традиционной канонизации здесь не было.  Складывается иная традиция, которую надо осмыслить.

Читать далее

прот. георгий митрофанов, святость, каноны, новомученики, дмитрий гасак, семинар, исповедники, преображенское братство

Previous post Next post
Up