Оригинал взят у
vilsen в
Русская и греческая традиции послушания На Афоне существует старинный святогорский анекдот о том, какая разница между греческим и русским послушанием:
Говорит русский старец своему послушнику в русском монастыре св. Пантелеймона:
- «Дитя мое, прыгай в море».
- «Благословите, владыка», - и тут же падает в море...
Говорит греческий старец в монастыре Симонопетра:
-«Дитя мое, прыгай в море».
Послушник спрашивает:
-«А зачем?»
Это нам показывает, какие всегда были русские. Они начинали с субординации, и это приводило их в итоге к послушанию, а чаще не приводило.
А греческие традиции изначально были совершенно другими. Ведь важно понять причину, то есть объяснение тому, почему монахи должны быть послушными. Ведь послушание образовано от глагола "акуо" - слушать.
А вот почему: послушание обоюдно. В нем субордирнации не может быть! Греческие старцы должны находиться в послу
шании у своих монахов. Точно так же, как и в семье. Если семья хорошая и если в семье
все благополучно, там родители находятся в послушании у своих детей.
Что значит находиться в послушании у послушника?!
Вот что. Когда
монах видит, что старец заботится о нем, думает о нем, уступает ему во многом он
понимает, что старец дает ему пример Самого Христа. Потому что наш Господь
Христос пришел на землю не для того, чтобы получить власть, а для того, чтобы служить
нам, людям. И вот, когда ты видишь, что старец делает абсолютно все для тебя это вызы
вает в тебе ответ - теплые чувства любви, и ты видишь в лице своего старца Христа и
начинаешь его любить и уважать.
Вы думаете, что я порядок устраиваю у себя в братстве?
Совсем нет. Своим примером я стараюсь все время вдохновлять, а не устраивать какой-то
жесткий порядок. А нарушителей я не наказываю, а молюсь за них...
Источник:
http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=1704 О послушании в свете разницы культур
Беседовали с одним знакомым отцом со Святой Горы о послушании и он предложил интересное наблюдение, основываясь на своём опыте жизни на Горе:
Греки народ более рациональный, чем русские. Грек довольно легко оказывает послушание, но его послушание чаще всего не проникает внутрь, оно часто внешнее. Он будто-бы останавливается перед некоторой чертой и не идёт дальше. Потому и учат многие афонские старцы, прежде всего старец Ефрем Филофейский, Ефрем Катунакский и другие об абсолютном послушании, о том, что послушание должно быть не только внешним, но и внутренним и т.д.
Русские же больше живут сердцем. Русскому трудно заставить себя оказывать послушание, но если он это начинает решается, то до конца, до самого дна, часто переходя грань разумного, отключая всякое критическое мышление. Поэтому русскому, наоборот, надо постоянно говорить о том, что послушание не есть безволие или безмыслие, что послушание не должно отключать голову и т.д.
Мне кажется, что тут есть над чем подумать."
Отсюда:
https://www.facebook.com/ieromonahoskleopas/posts/10202449820560168?comment_id=6291208&offset=0&total_comments=3