Учебный курс катехетики с точки зрения задач подготовки катехизаторов

Jul 30, 2013 21:42

Оригинал взят в Учебный курс катехетики с точки зрения задач подготовки катехизаторов
Владимир Якунцев

Катехетика как полноценный учебный курс пока, к сожалению, практически не знакома студентам духовных семинарий и академий.



1. Введение

Если мы ставим перед собой задачу подготовки и обучения катехизаторов, то в качестве необходимой части в нее должен быть включен, как нам представляется, и учебный курс ка­техетики.

Катехетика как полноценный учебный курс пока, к сожалению, практически не знакома студентам духовных семинарий и академий. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин на Рождественских чтениях в январе 2012 года, делая доклад по вопросу подготовки катехизаторов в нашей церкви, отметил отсутствие этого предмета в программах практически всех ее учебных заведений (по словам владыки, есть лишь одно исключение - СФИ) как одну из очевидных проблем. На практике катехетику часто путают с катехизисом, рассматривая ее не как научный предмет, а как искусство «обучать вопросами, имеющими между собою тесную связь и расположенными в строго логической последовательности», или же в целом считают не слишком нужной при наличии курсов патрологии или истории миссии и катехизации.

Нельзя не согласиться с вл. Лонгином: необходим полноценный учебный курс катехетики, так как существует целый пласт церковного Предания, связанный с катехизацией, который не покрывается изучением ни патрологии, ни истории, но тем не менее требует своего уяснения и усвоения. Впрочем, связь катехетики с этими предметами очевидна, а с догматикой (особенно экклезиологией), сакраментологией и литургикой просто неразрывна.

Существует ряд вопросов, без точных ответов на которые именно в специальном катехизическом ключе служение катехизатора не представляется возможным. Будущему катехизатору как минимум необходимо разобраться, во-первых, с тем, что имеет в виду церковная традиция, когда речь идет о воцерковлении человека. Во-вторых, необходимо раскрыть основные принципы воцерковления, а значит и катехизации. В-третьих, необходимо правильно, т. е. изнутри, следуя внутренней логике, подойти к методике и практике катехизации, чтобы за многообразием форм и случаев не терять простоты и единства опыта, а значит и способности к творческой верности церковной традиции.

Рассмотрим теперь подробнее эти вопросы.
Читать далее

духовное образование, катехизация, владимир якунцев, катехизаторы, конференция, нмц мик, сфи, катехетика

Previous post Next post
Up