И проходя, Он увидел человека, слепого от рождения

Jun 08, 2013 22:50


Чтения дня

Утреня: Воскресное евангелие: Ин., 64 зач., XX, 11-18.
Литургия: Деян., 38 зач., XVI, 16-34.   Ин., 34 зач., IX, 1-38.

Ин., 64 зач., XX, 11-18.


11 Мария же стояла у гробницы снаружи и плакала. И вот, когда плакала, наклонилась она в гробницу

12 и видит, что сидят два ангела в белом, один у головы, а другой у ног, где лежало тело Иисуса,

13 И говорят ей они: женщина, почему ты плачешь? Говорит им: потому что взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14 Сказав это, она обернулась назад и видит, что стоит Иисус. И не знала она, что это Иисус.

15 Говорит ей Иисус: женщина, почему ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин, если ты унес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я Его возьму.

16 Говорит ей Иисус: Мариам! Обернувшись, она говорит Ему по-еврейски: Раввуни (что значит: Учитель)!

17 Говорит ей Иисус: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу; но иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему.

18 Приходит Мария Магдалина и возвещает ученикам, что видела Господа, и Он это сказал ей.

Деян., 38 зач., XVI, 16-34.


16 И было, когда мы шли на место молитвы, встретилась нам некая служанка, имевшая духа прорицателя, которая, прорицая, доставляла своим господам большой заработок.

17 Она, следуя за Павлом и за нами, кричала: эти люди - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения.

18 И это она делала много дней. Но Павел, досадуя, повернулся и сказал духу: повелеваю тебе именем Иисуса Христа выйти из неё. И он вышел в тот же час.

19 Увидев же господа её, что ушла надежда их заработка, схватили Павла и Силу и потащили на площадь к начальникам,

20 и приведя их к преторам сказали: эти люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

21 и вводят обычаи, которых нам. Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22 И толпа также восстала на них, и преторы, сорвав с них одежды, велели бить их палками,

23 и нанеся им много ударов, бросили в тюрьму, приказав тюремщику крепко стеречь их.

24 Он, получив такой приказ, бросил их во внутреннюю тюрьму и ноги их забил в колодки.

25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога, и слушали их узники.

26 Но вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебались основания тюрьмы. Тотчас отворились все двери, и со всех спали оковы.

27 А тюремщик, проснувшись и увидев, что двери тюрьмы отворены, выхватил меч и хотел себя убить, думая, что узники бежали.

28 Но Павел крикнул громким голосом: не делай себе никакого зла; мы, ведь, все здесь.

29 Потребовав огня, он вбежал и в трепете пал перед Павлом и Силой на землю,

30 и, выведя их вон, сказал: господа мои, что мне делать, чтобы спастись?

31 Они же сказали: уверуй в Господа Иисуса и будешь спасен ты и дом твой.

32 И проповедали ему слово Господне и всем, кто в доме его.

33 И взяв их в тот же час ночи, он омыл им раны от побоев, и тотчас был крещен сам и все домашние его,

34 и приведя их в дом, предложил трапезу и возрадовался всем домом тому, что уверовал в Бога.

Ин., 34 зач., IX, 1-38.


1 И проходя. Он увидел человека слепого от рождения.

2 И спросили Его ученики Его, говоря: Равви, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился?

3 Ответил Иисус: ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божий на нем.

4 Нам надо делать дела Пославшего Меня, доколе есть день: приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Пока Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал ему смесью глаза,

7 и сказал ему: иди, умойся в водоёме Силоам (что значит в переводе: Посланный). Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие его раньше, потому что был он нищий, стали говорить: не тот ли это, кто здесь сидит и просит милостыню?

9 Одни говорили: это он; другие говорили: нет, но похож на него. Он говорил: это я.

10 Сказали ему тогда: как же открылись твои глаза?

11 Он ответил: Человек, называемый Иисус, сделал смесь и помазал мне глаза и сказал мне: иди в Силоам и умойся. Пошел я и, умывшись, прозрел.

12 И сказали ему: где Он? Он говорит: не знаю.

13 Ведут его к фарисеям, этого бывшего слепца.

14 А была суббота в тот день, когда сделал смесь Иисус и открыл ему глаза.

15 Снова начали спрашивать его фарисеи, как он прозрел. Он же сказал им: смесь положил Он мне на глаза, и умылся я, и вижу.

16 Сказали тогда некоторые из фарисеев: не от Бога Этот Человек, потому что субботы не соблюдает. Другие же говорили: как может человек грешный творить такие знамения? И было между ними разделение.

17 Тогда снова говорят слепому: чтоб скажешь о Нем ты, Он ведь открыл тебе глаза? И тот сказал: Он пророк.

18 Не поверили тогда Иудеи о нем, что он был слеп и прозрел, пока не призвали родителей самого прозревшего

19 и не спросили их: ваш это сын, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит?

20 И ответили родители его и сказали: мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым;

21 а как он теперь видит, не знаем, или кто открыл ему глаза, мы не знаем; его спросите, он взрослый, сам о себе скажет.

22 Это сказали родители его, оттого что боялись Иудеев; ибо Иудеи уже согласились между собой: если кто исповедает Его Христом, да будет отлучен от синагоги.

23 Поэтому родители его сказали: он взрослый, его спросите.

24 Итак, призвали человека вторично, того, кто был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он же ответил: грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что слеп был и теперь вижу.

26 Сказали ему: что Он сделал тебе? Как открыл тебе глаза?

27 Он ответил им: я уже сказал вам, и вы не услышали. Почему снова хотите слушать? Не хотите ли и вы сделаться Его учениками?

28 И обругали они его и сказали: ты ученик Того, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а об Этом мы не знаем, откуда Он.

30 Ответил человек и сказал им: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза.

31 Мы знаем, что грешников Бог не слушает: но если кто боится Бога и волю Его творит, того слушает.

32 От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному,

33 Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Ответили они и сказали ему: в грехах ты весь родился, и ты учишь нас? И выгнали его вон.

35 Услышал Иисус, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал; веруешь ты в Сына Человеческого?

36 Тот ответил и сказал: а кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него?

37 Сказал ему Иисус: и видел ты Его, и Говорящий с тобою - это Он.

38 И он сказал: верую, Господи, и поклонился Ему.



Богослужебные указанияПроповедь

Протоиерей Всеволод Шпиллер
Слово в 6-ю неделю по Пасхе. О слепом
Христос Воскресе!

Однажды Господь Иисус Христос со своими учениками идя по дороге, увидел сидящего у неё слепого человека, который просил милостыню. О другом просить он и не мог, и не думал - это был слепой от рождения человек. Какое страшное несчастье, братья и сёстры! Какое страдание: родился слепым, во тьме, живёт всю свою жизнь во тьме, и умрёт во тьме!.. Вся жизнь - одно сплошное страдание... Ученики спрашивают Спасителя: «Скажи, за что страдает этот человек? За что послано ему такое жестокое наказание? За его грехи, или за грехи его родителей?» Но, ведь, за его грехи ему не могло быть послано такое страшное наказание - он родился слепым, до рождения своего в утробе матери он уже был слепым... Какие у него грехи? За что же, кому это наказание? И Господь Иисус Христос отвечает на этот вопрос ученикам: «Не за грехи свои, или родителей он страдает. Это страдание ему послано для того, чтобы явились на нём дела Божии.» И Господь исцеляет слепорождённого, дарует ему зрение... Вот - дело Божие. И говорит: «Я совершаю дела Пославшего Меня пока есть день». Наступит ночь, и тогда эти дела уже совершать будет нельзя.

Братья и сёстры! Это сегодняшнее евангельское чтение имеет огромное значение для жизни каждого из нас. Христос учит тому, как люди должны относиться к страданию, как они должны его понимать и относиться к нему. Вся наша жизнь - сплошное страдание! Каждый из нас и сам страдает, и вокруг себя видит одни страдания. Их гораздо, гораздо больше, чем радостей, чем благополучия в жизни. Ведь всякое благополучие обязательно имеет в себе ещё и страдание, обязательно! А все наши болезни, да только ли болезни? Сколько приходится пережить каждому из нас! И так было всегда, так есть и так будет всегда!

И поэтому люди всегда искали объяснения тому, что же такое страдание. Как к нему относиться? И так как никто никогда не хотел страдать, а страданий, от которых каждый всегда хотел освободиться так много, то люди хотели объяснить его для себя. И было очень много учений религиозных, философских, социальных, политических, всяких учений о том, как надо относиться к страданию. И все эти учения - все до одного! - страдания не принимают, и желают найти способы освобождения человека от всех страданий. Никогда этих способов ни одно учение не найдёт, всегда человек будет страдать. И только одно религиозное учение - а если хотите, и философское - принимает страдание. Это наше христианское учение. Только оно - Сам Христос учит! - что такое страдание, как нужно его понимать и как надо к нему относиться.



За что - вы спрашиваете - страдает этот человек? (Как и ученики спрашивали Христа, за что страдал слепорожденный - за свои ли, или за грехи родителей?)... Конечно, страдание всегда есть последствие греха, последствие зла. Но совсем не только за что-то посылается страдание человеку. Оно посылается зачем-то. Страдание этого слепого было ему послано затем, чтобы на нём явились дела Божии. Это значит, что страдание имеет всегда какую-то цель. Оно - зачем-то... А раз оно имеет цель, то оно имеет и смысл. Невозможно переживать страдание, не понимая его смысла. Тогда его нужно отвергнуть. А так как жизнь есть страдание, это значит, что надо... отвергнуть жизнь, надо уйти из жизни? И такие учения как раз и существуют - буддизм, Конфуций именно так и учат: «Жизнь есть страдание, и из этой жизни надо уйти в ничто, в небытие, в нирвану...»

Другие учения по-другому относятся к страданию, но и они не в состоянии указать, людям как его можно преодолеть. Все, решительно все отвергают страдание. И только, повторяю, христианство принимает его, потому что вкладывает в страдание смысл: Сам Бог страдал и Его, Сына Божьего страдания, имели цель. И какую цель - искупление! Страдание всегда искупает, всегда ведёт к какому-то нравственному возрождению человека. Правда, бывают - и особенно у тех, кто отвергает все страдания, не понимает их смысла - такие страдания, которые губят, совсем губят человека, доводят его даже до самоубийства! Но страдание для нас, христиан, всегда исполнено смысла. Мы понимаем, что оно может быть возрождающим, искупающим грехи, оно может быть преодолевающим зло и именно потому, что сам Сын Божий пострадал! Мы знаем, что к искуплению, к нравственному возрождению, к преодолению зла всегда ведёт тесный путь Христов - путь страданий, крестный путь! Крест... Принятие страдания есть принятие креста. У каждого есть свой крест, братья и сёстры. У одних он более тяжёл, у других - менее, но каждый имеет свой крест, и его нужно принять, нужно нести. И тогда с этого креста на человека нисходит настоящая, совершенная радость.

Но если страдания искупают, если они возрождают человека, если цель их в этом и их надо как таковые принять, то зачем тогда сочувствовать страдающему? Это ведь, в конце концов, для него оказывается добром? Зло оказывается добром, так зачем я буду ему сочувствовать, сострадать? Пусть страдает спасения своего ради, а я посмотрю на эти страдания со стороны, тем более, что и я страдаю спасения своего ради. Так рассуждают часто христиане, братья и сёстры. И это отвратительно, бесчеловечно, это - безобразное понимание смысла страдания! Оно совершенно не христианское, хотя и представляется «христианским» пониманием.

Что сделал Христос? Не только что ответил ученикам, а что Он сейчас же тут же и сделал, братья и сёстры? Он показал дела Божии - за что страдание: он исцелил этого слепого. - «Я делаю дело Пославшего Меня пока есть день!» Придёт ночь, не смогу делать, а пока день, делаю дела Пославшего Меня к вам: дела сострадания, дела любви! - Нельзя иссушать источники настоящей христианской нравственности, а потом восстановить отношение к страданию. Обязательно всякому страданию нужно сострадать, так как сострадал всякому страданию Господь Иисус Христос. Нужно сочувствовать каждой беде, каждому несчастью, самому маленькому и самому большому страданию, и стараться облегчить это страдание ближнего чем только можно, как только можно, но обязательно облегчить. И смотри, христианин, чтобы ты никогда не был сам источником страдания другого человека - ближнего.

И то понимание страдания, и то научение Господа Иисуса Христа тому, как принимать страдание, которые вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, обязуют нас ещё и к сочувствию, к состраданию - обязательно! Христос говорит, исцеляя слепого: «Я делаю дело Пославшего Меня!» И мы с вами посланы в этот мир, живём в этом мире как бы посланцами самого Христа, и потому должны следовать Его примеру, Его зову всегда-всегда помогать, всегда сочувствовать, всегда сострадать. И смотрите, братья и сёстры, делайте это «пока есть день». Придёт ночь - смерть, когда уже этого делать нельзя будет. А пока есть день, будем это делать, потому что это дело - Божье, и им мы спасаемся и в этой, и будущей жизни.

Аминь.

15.05.77.

http://enisey.name/book_shpiller/ch04s11.html

прот. всеволод шпиллер, сайт псмб, проповедь, календарь, иисус христос

Previous post Next post
Up