Оригинал взят у
adam_a_nt в
Парадигмы предоглашения в древней церкви и их значение для современной практики предоглашенияДоклад З.М. Дашевской на семинаре по предмету «Проблемы миссиологии, катехетики и гомилетики»
Данное сообщение посвящено рассмотрению основных парадигм [1], т.е. элементов, форм и концепций предоглашения в древней церкви в доникейский период ее истории, в связи с особенностями современной предогласительной практики.
Вначале предполагается дать краткую характеристику современного процесса предоглашения, затем рассмотреть источники (литургико-канонические памятники и свидетельства церковных писателей-апологетов и учителей церкви) для выявления примеров древней церковной практики, соответствующих предоглашению; в заключении будут обозначены те черты древней практики, которые могли бы быть востребованы при проведении предоглашения в современных условиях.
1. Предоглашением взрослых (речь пойдет именно о взрослых «нормальных» катехуменах) в настоящее время в практике, принятой в Содружестве малых православных братств, обозначают период, предваряющий собою первый этап оглашения. Содержание процесса предоглашения подробно изложено в диссертации проф.-свящ. Георгия Кочеткова [2] и его же статье «Воспитательная миссия (воцерковление)» [3]. Предоглашение имеет конкретную цель и задачи, принципы, средства и границы [4]. Определяющим является сделанный предоглашаемым выбор, который может быть выражен в ответе на вопрос, считает ли человек себя верующим в Единого Бога и Христа Его [5], что позволяет прочитать над ним молитву 1-го оглашения. Формы проведения предоглашения сочетают (обычно последовательно) личные беседы, миссионерско-просветительские встречи различных типов, миссионерские открытые встречи, цикл регулярных встреч в группах. В настоящее время практика предоглашения еще не устоялась, но наиболее опытные катехизаторы считают достаточным предогласительный период в 2-3 месяца.
Предогласительные встречи в группах посвящены обсуждению основных тем миссионерских открытых встреч, т.е. вопросов веры, жизни, призвания человека. Из Священного Писания на предоглашении читаются и обсуждаются книги Премудрости и одно из синоптических Евангелий. К предоглашаемым не предъявляются строгие этические требования, участие в личной и церковной молитве не регламентируется. В современной практике предогласительные встречи имеют следующие особенности: большее внимание уделяется индивидуально каждому, превалирует личное общение, обсуждаются мотивы обращения, духовный путь пришедших. Катехизаторы отмечают принципиальное значение «обратной связи» с предоглашаемыми; характерной особенностью встреч является диалогичность [6]....
Читать далее и комментировать