Иконопись и живопись: борьба, смешение или?..

Apr 09, 2013 08:14




Ефросиния-Лариса Галкина


Слово свящ. Георгия Кочеткова на открытии выставки


Ефросиния-Лариса Галкина, Леопольд Исаакович Блях


Первая экскурсия


У картины "Предчувствие света" (начало 1980-х гг.)


"Мария и Елизавета", 2012 г.

Может ли художник стать иконописцем и, будучи иконописцем, оставаться художником? Ответ на этот вопрос прозвучал 7 апреля на открытии персональной выставки Ефросинии-Ларисы Галкиной в Культурно-просветительском центре «Преображение»

Выставка организована Преображенским братством и Культурно-просветительским центром «Преображение» и приурочена к 85-летию художницы. В экспозиции представлены портреты, сюжетные картины, пейзажи, натюрморты и собрание икон, большая часть которых написана в последнее десятилетие для Свято-Филаретовского института и Преображенского братства.

В праздничном открытии выставки приняли участие духовный попечитель Преображенского братства, ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков, профессор института искусствовед Александр Копировский, скульптор Леопольд Блях, члены Преображенского братства и гости.

Лариса Пантелеймоновна Галкина родилась в Подмосковье 7 апреля 1928 года. Начала заниматься рисованием в 12 лет, в 1951 году окончила Московское городское художественное училище памяти 1905 года. Входила в круг нонконформистов (Лидия Мастеркова, Михаил Рогинский, Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский), участвовала в знаменитой«бульдозерной» выставке 1974 года.

В середине 70-х пришла к вере, крестилась с именем Ефросиния в подмосковном храме. После крещения духовные поиски продолжились. Вскоре познакомилась с Юрием Кочетковым (будущим о. Георгием Кочетковым) и в середине 80-х вошла в огласительную группу, затем в первую общину, положившую основу Преображенскому братству. В 1989 году Ефросиния Галкина начала писать иконы. Иногда писала картины в привычной для себя манере, но с христианским содержанием и символикой.

Свящ. Георгий Кочетков, открывавший выставку, вспоминал об охватившей его радости, когда он узнал, что Ефросиния-Лариса начала писать иконы: «Если вы сравните годы их создания, то увидите, какой удивительный духовный процесс происходил в человеке, если он по-прежнему хорошо умеет писать картины, но научился в связи с расширением и углублением своего духовного опыта прекрасно писать иконы». О. Георгий напомнил также, что хорошо писать иконы ничуть не легче, чем хорошо писать картины, несмотря на то, что существует иконописный канон: прошли те времена, когда считалось, что канон сковывает художественную мысль иконописца, всем теперь понятно, что для написания иконы требуется творчество. О. Георгий назвал творчество Ефросинии-Ларисы символом нашего времени. Оно, с одной стороны, остается кризисным, и кризис этот жестокий, настоящий. Тем не менее, с радостью констатировал он, существуют такие феномены, как творчество Ефросинии Галкиной, которое продолжает традиции прошлого, традиции символической живописи. При этом есть и другой корень ее творчества - иконы. «Меня больше всего потрясли последние иконы Ефросинии. Я думал, что написать хорошую икону в восемьдесят пять лет невозможно. Нужны силы, превышающие обычные человеческие возможности. Но Ефросиния опровергла это мое мнение. У нее и картины, и особенно иконы - настоящие. Это несколько исторических пластов, заложенных в наш художественный генотип», - так завершил он свое выступление.

Читать далее

выставки, александр копировский, искусство, кпц "преображение", преображенское братство, живопись, культура

Previous post Next post
Up