О достоинстве и недостоинстве

Jan 06, 2013 14:30

Из доклада Татьяны Авиловой на семинаре «Достоинство человека в современном обществе»



«Мне кажется, какая-то мысль успела мелькнуть: “не дрогни! Сохрани достоинство”». Рисунок Евфросинии КерсновскойМы несём на себе груз наследия прошедшей эпохи, но прежде, чем задать себе в этой связи главные вопросы, обратимся к ретроспективе ХХ века и посмотрим, что происходило в нём с самим человеком.

Ещё в 1919 году Николай Бухарин откровенно говорил: «Мы затеваем эксперимент по полномасштабной переделке человеческого материала». По поводу реализации этого эксперимента О.А. Седакова писала:

«Советского "нового человека" растили не на голой, а на специально подготовленной почве и под колпаком. Кроме того, проводилась самая жёсткая селекция "семян". Сначала на генетической основе: из всех сословий дореволюционной России в советском государстве к благам новой жизни были допущены только сельская беднота и неквалифицированные рабочие (естественно, это был проект). В следующих поколениях селекция проходила по другим признакам: изымались из жизни (или из гражданской жизни) самые независимые, одарённые, информированные. Так и создавалось "новое историческое единство" - советский народ. Что касается почвы, то ею было единственно верное учение, которое объясняло всё: и природу, и историю, и искусство, и науку и т. п. Вырасти на другой почве возможности не представлялось. ("Вы что, не у нас росли?" - спрашивали тех, кто говорил или делал что­то не то).»

Что же заставляло людей принимать ложь, а принимая, срастаться с ней?
О страхе

Как­-то в Сети я встретила мемуары о 1920-30­х гг., а в них почти паническое письмо человека к родственнику, служащему в НКВД, с просьбой отвести от него посягательство на его свободу - вызовы и предложения доносить на своих сотрудников. И ответ, такой самодовольный, что, де, «ладно, так и быть, за тебя попрошу, но ты и не представляешь, какую сеть мы раскинули по всей стране. Ты думаешь, ты такой особенный? - нет, она касается каждого». И я вдруг ощутила настоящий ужас от масштаба того, что происходило в то время. Именно террор, не прекращающийся во времени, был главным оружием власти большевиков, только силой и кровью они могли удерживать эту власть.

При этом мы не должны забывать, что идеологическая машина работала также бесперебойно, и все идеологемы советской власти вкладывались в сознание, в душу народа. Вся прежняя Россия была погребена и разрушена, всё было «новое», а если старое, из прежней культуры, то упаковано в ту же новую идеологическую обёртку, и это был уже «наш Пушкин», «наш Гоголь» и т. д. - строго отобранные из общего списка и отцензурированные построчно.

Читать далее

этика, газета "кифа", страх, человек, террор, репрессии, татьяна авилова

Previous post Next post
Up