Мужчина еле сдерживал гнев, его кулаки были плотно сжаты, лицо красное, выступившие капли пота на лбу, тело зажато, а выражение лица такое, что если подойти к нему и просто задеть, то все молнии мира сразу полетят на вас…
Каждый человек часто или редко, в домашних или рабочих обстоятельствах бывает вовлечен в конфликт, либо является его инициатором. Когда анализируешь конфликтную ситуацию спустя время, часто не можешь понять, почему этот конфликт возник, казалось бы, на пустом месте. Также редко бываешь доволен результатом разрешения той ситуации, и не можешь объяснить свое поведение в тот момент.
Почему возник Конфликт?
Одной из причин возникновения конфликтов «на пустом месте» являются конфликтогены.
На первый взгляд, из названия может показаться, что речь идет о наследственности, характере. Но к этому отношения конфликтогены не имеют, и на самом деле, они встречаются в жизни каждого человека постоянно, просто не зная о них, мы не обращаем на них внимания и идем на конфликт, не понимая, что послужило причиной нашего поведения.
Эти загадочные конфликтогены?
Конфликтогенами могут быть слова, фразы и выражения, тон высказывания, в более широком понимании, ими могут быть и звуки, жесты, ситуации и другое - все, что провоцирует возникновение конфликта (противодействие, противостояние, ущемление интересов одной из сторон).
Как же проявляется конфликтогены?
Владимир - Вы меня не слышите, я же объясняю, что отец стонет, у него боли, я не знаю какие лекарства ему нужно дать, чтобы обезболить..
Администратор - Я не могу вам сказать, я не врач. Ваш отец обслуживался за прошлый месяц три раза, по текущей страховке мы не можем проводить дополнительное обследование, и назначать лечение, необходимо оплатить дальнейшее обследование.
Владимир - Кто ваш начальник? Позовите его.
Администратор - О, я сам себе начальник, позвоните в понедельник.
Владимир - И как же, скажите вы, сегодня уснуть моему отцу?
Администратор - Я не знаю, вы можете позвонить в социальную клинику, либо в скорую помощь, поставить обезболивающее, и подождать до понедельника, сегодня выходной, врачей не будет..
Владимир - Как вас зовут?
Администратор - Гумиля Раджиевна
Владимир - Гумиля Радж? Черт бы вас всех побрал! …
Администратор - о, - бросает трубку...
И где здесь Конфликтогены?
1. «Не учите меня жить» - любые указания «Что делать» другому человеку, если только человек сам не пришел к вам за советом.
Администратор: «вы можете позвонить в социальную клинику, либо в Скорую помощь, поставить обезбаливающее и подождать до понедельника».
2.Объяснения типа «Нет ответа для вас - тупик».
Администратор: «Я не знаю, я сама себе начальник»
3. «Вы - высказывания» (часто встречается, люди постоянно «знают» что нужно сделать другому):
Владимир: «Вы меня не слышите», «И как же, скажите вы, сегодня уснуть моему отцу?»
4. Принадлежность к какой-то группе, по мнению говорящего, которая для него имеет негативную окраску.
Владимир: «Гумиля.. Черт бы вас всех побрал» (в данном случае, группа по национальности.
То есть, например, вам не нравится, когда люди курят, тем самым причисляя всех кто курит к группе «Курильщики», и вы говорите кому-то: «Да, вы все курильщики говорите что хотите бросить, но курите каждый день как паровоз».
5. Оценки другого, или намек на оценку.
В разговоре этого конфликтогена нет, но в жизни встречается очень часто, например:
«Сделано в твоей обычной манере, ошибок много, смысла мало».
6. Угрозы.
Владимир: «Кто ваш начальник? Позовите его».
Любой вид угрозы интересам другого человека, вызывает у него сопротивление, и он выражает противодействие угрожающему, который пытается нарушить его спокойствие.
7. Тон высказывания.
Иногда, слова могут быть сказаны, не вызывающие конфликт, но сказаны таким тоном, что это может его спровоцировать.
Что делать? Стратегии поведения при обнаружении конфликтогенов.
Стратегия поведения - осознание, что это конфликтоген, который можно:
1. Игнорировать
Не обращать внимания на конфликтоген, либо отшутиться, если это возможно, когда вас пытаются вывести на конфликт.
Для этого необходимо сопоставить суть конфликта (из-за чего он возникает - его причину), и его эмоциональный фон (реакции, чувства, которые вы испытываете), и понять, что по сути эта ситуация не стоит того, чтобы тратить на нее свои силы и нервы, она не важна для вас.
2. Я - объяснение.
Если вы уже вовлечены в конфликт, либо оценив суть конфликта, вы поняли, что это важно для вас, и ответили на конфликтоген, здесь проще говорить от себя, объяснив другой стороне «Что я чувствую в настоящий момент, в связи с этой ситуацией», и «Что я предлагаю» (альтернативные варианты решения, предложения).
В этой стадии очень важно сказать собственную позицию оппоненту, и уточнить его позицию, а также прояснить интересы каждой стороны, сверить совпадение позиций и интересов сторон, после чего вместе выработать решение ситуации, по возможности, не ущемляя чью-то сторону.
Новый взгляд на «Почему»!
Есть и новое объяснение почему мы раздражаемся, часто не понимаем друг друга.
http://www.yburlan.ru Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает у людей 8 векторов, каждый из которых имеет свои свойства, характеристики, желания и ценности. Так, если у людей есть какой-то вектор, они могут найти много общего при общении друг с другом, меньше раздражаются при разговоре, могут найти решения, которые удовлетворят обе стороны спорного вопроса.
Вектор и общение?
Если общих векторов нет, то взаимодействие получается более трудным - у одного ценность семья, у другого - свобода; один - консервативный, честный, домосед, другой - приспосабливающий, шустрый, авантюрист; для одного важнее побыть одному, в тишине, спокойствии, сосредоточнении, для другого же это самое скучное, что только может быть, ему нужно развлекаться, новое общение, меняющиеся картинки жизни...
Психологи советуют..
Многие психологи советуют - нужно принять все как есть, и пытаться понять другого человека, встать на его место, вникнуть в его мотивы. Но часто понять другого человека, особенно в конфликтные моменты, очень сложно, и мы испытываем стресс, гнев, истерику, апатию, упадок сил, и другие негативные эмоции...
Что дает системное понимание?
Однако, если глубоко разобраться в Системно-векторной психологии, с векторами, их ценностями, склонностями, действительно, понять другого человека и мотивы его слов, поступков будет гораздо проще.
Не будет необходимости обижаться, либо злиться на человека с кожным вектором - за мелкую покражу, на звукового - за громкую музыку, и игнорирование ваших слов, на зрительного - за истерики и слезы, на уретрального - за наплевательское отношение к своему здоровью, на анального - за паранормальное стремление к идеальному порядку в доме, и так далее. Ведь вектора врожденные, человек таким родился, и от степени развитости, реализованности векторов зависит их проявление. Когда вы это видите, понимаете, осознаете, конфликтогены исчезают сами по себе, без методик поведения и других советов J.
Давайте жить дружно, и понимать друг друга!
Автор: Наумова Светлана, психолог