В центре внимания любого общественно-политического учения находится вопрос о соотношении интересов отдельной личности с интересами всей общности. Что важней, права личности, или интересы народа? Чем должен жертвовать человек ради блага народа? Чем должен жертвовать народ в интересах личности?
Разные идеологии реагируют на эту проблему совершенно по-разному.
В Советском Союзе, или Третьем Рейхе проблема была решена однозначно. Фундаментальные интересы пролетариата, или нации ставились выше интересов отдельно взятой личности. Не только на уровне практической политики, но и на уровне популярной риторики. Общность - всё, личность - ничто. Человек, не согласный с выбранным всенародным путем - враг, и подлежит наказанию… Что ж, по крайней мере, это были честные системы. Но исключительно жестокие и бесчеловечные.
Современные либерально-демократические общества придерживаются противоположенных взглядов.
Личность - это всё. Права и свободы отдельного человека - первичны, а общество и государство должны лишь оберегать и лелеять их.
/Разумеется, все более-менее сильные «демократические» государства придерживаются этой концепции только в повседневной социальной жизни, да в массовой риторике. Когда речь идет о фундаментальных вопросах, о безопасности системы, то препятствующего человека с легкостью сотрут в труху. Нарушение приватности личной жизни и аресты недовольных, пытки и секретные ликвидации опасных лиц, бомбежки мирных городов - все это нормальная реальность. И все это спокойно проходит за знаменем либерализма. И будет проходить всегда.../
Нетрудно заметить, что приведенные общественно-политические системы, это классический пример двух противоположенных крайностей. Правильней всего будет назвать эти крайности терминами «коллективизм» и «индивидуализм». Как и в случае с любыми другими крайностями, их недостатки видно невооруженным глазом.
Коллективистские системы с поразительной легкостью превращаются в грубый тоталитаризм, в банальную диктатуру. Тоталитаризм может оказаться не только жестоким и аморальным, но и попросту глупым, не учитывающим никаких альтернативных мнений. Печальный пример Гитлера - всем известен. За какие-то несколько лет государственная система с огромным конструктивным потенциалом погибла из-за одного деспотичного и недалекого фанатика. Погибла страшно, утащив с собой в могилу миллионы невинных людей, и почти на полвека разделив страну на противостоящие части.
Индивидуалистические системы с такой же легкостью превращаются в хаос и ведут к деградации личности. Они могут отлично работать в крошечной аграрной стране. Но стоит только собрать вместе огромные и неоднородные массы, не дав им никакой четкой структуры, и не выработав никакой комплексной идеологии - как начнется полное падение запутавшихся и неуправляемых масс. А вместе с тем, и падение уровня безопасности, падение экономического благосостояния… Мы это уже видели в своей стране, совсем недавно.
/Впрочем, есть и условный способ защиты от такого развала, с успехом применяемый сейчас хоть в РФ, хоть в США. Создание двуличной системы. Когда за видимым фасадом «либерализма» прячется мощная структура государственного контроля и безопасности. Когда под личиной «демократии» скрываются одни и те же элитарные группы, борющиеся за власть.../
А есть ли золотая середина?
Есть ли «третий путь»?
Вообще-то есть. Имя этому пути - солидаризм.
Суть солидаризма сводится к признанию того факта, что построить совершенное общество здесь и сейчас - невозможно. А значит, «здесь и сейчас» имеет смысл строить общество солидарности. Общество максимально возможного равновесия, и максимальной взаимоподдержки человека и государства. Общество, в котором суть жизни человека заключается не в постоянной конкуренции, а в личной самореализации и участии в реализации общественных очевидно-полезных целей. Личная свобода - есть, но она обязательно подразумевает и личную нравственную ответственность. Строгий государственный контроль - тоже есть, но распространяется он лишь на те сферы, в которые люди не в состоянии контролировать самостоятельно, с помощью своих, частных ассоциаций. И так далее...
На идеях солидаризма восстанавливалась Франция после потрясений XIX века, и Германия после мировых войн. На идеях солидаризма взрастало современное право, и гуманистические идеи в экономике, вытеснившие варварский, сверх-жестокий капитализм. Но, увы и ах, после выполнения своих исторических миссий солидаризм всякий раз отступал, освобождая место для более популярных либеральных идей.
Беда в том, что солидаристские концепции - построены на элементарной рассудительности и мелкой практической пользе. И по своей рекламной эффектности, по своему популистскому потенциалу они очень сильно проигрывают патетическим воплям про «власть пролетариата», «единую нацию», и уж тем паче - «свободу». То есть, проигрывают индивидуализму и коллективизму, во всем их ярком многообразии. То, что легко пиарить - редко бывает разумным и конструктивным. То, что разумно и конструктивно - выглядит слишком сухо и скучно, чтобы обеспечить эффектный пиар.
Я убежден, что здесь и сейчас, солидаризм был бы оптимален для нас...
Жаль только, что у нас о нем почти ничего не знают, даже на самом общем уровне.
И, особенно жаль, что у нас почти никто не работает в его русле, не развивает эти идеи.
Солидаризм выглядит недостаточно ярко. Он не годится для популистской болтовни.
Но это едва ли не единственная его неудачная особенность.