Когда происходит что-то заметное, то многие доморощенные Шерлоки Холмсы сразу начинают высматривать, откуда хвост торчит. В общем-то, руководствуются они при этом довольно правильным принципом: «ищи кому выгодно». Но есть один важный момент, которого многие не замечают. Прежде, чем устанавливать возможного «заказчика банкета», следует разобраться во всех вероятных последствиях произошедшего. Прежде, чем отвечать на вопрос «кому выгодно?», надо ответить на вопрос «к каким результатам это может привести?».
Это выгодно власти, или оппозиции? Потенциальному внешнему противнику, или какой-то конспиративной радикальной группировке? …а что именно выгодно-то? О каких возможных эффектах мы говорим? О сиюминутных. Мы почти всегда говорим о сиюминутных эффектах.
Кто-то усилил свои позиции.
Кто-то свалил личного врага.
Кто-то - тупо заработал денег...
Да, конечно. Эти простые и очевидные последствия встречаются сплошь и рядом. И часто, именно они выступают в качестве самоцели. Часто. Но далеко не всегда!
Мы постоянно рассматриваем значимые общественные события, словно конкретные шахматные ходы. Вот, смотрите, игрок пожертвовал коня. Явно замышляет какую-то хитрую атаку! А вот здесь - шах. Скорее, спасать короля! Но ошибка в том, что реальная жизнь сказочно далека от шахмат. Пространство в шахматах ограничено 64 клетками, а одна партия никак не связана с другой. А жизнь - штука необъятная и непрерывная. В ней миллионы фигур, в ней ферзь может мгновенно стать пешкой, а пешка - отказаться выполнять приказ, и атаковать своего слона. В жизни абсолютно другие законы.
В шахматах стремятся уничтожать фигуры противника. В жизни - стремятся подчинять фигуры. Тут выигрывает не столько тот, кто съел ферзя… Cкорее, тот, кто смог взять под контроль кучу пешек. Сделать верный ход - дело секунды. Заставить широкие массы поверить в то, что выгодно тебе - дело на долгие годы.
Из этого и вытекает неочевидность последствий. Мы всегда уверены, что конкретное действие направлено на скорейшее решение конкретной проблемы. Но действие может быть лишь крохотным элементом в длительной борьбе за умы. Лишь одной из небольших информационных инъекцией в ваш мозг. Из суммы этих инъекций, в результате, складывается ваше мировоззрение. Если это мировоззрение, которое выгодно инициатору действий - то он сразу же выигрывает партию, без всякой борьбы за крупные фигуры. Он становится властителем массового сознания.
Собственно, современное информационное пространство устроено так, что зачинщику даже необязательно инициировать само действие. Ему достаточно выбирать подходящие информационные поводы, и раскручивать их. Сами поводы тут не существенны. Это могут быть очевидные случайности, забавные курьезы… Все равно, когда в умах выстроится прочная цепочка из десятка фактов, уже никто не сможет ее разорвать, даже если опровергнет большинство составных частей (да-да, все тот же «принцип веника» массового сознания: прутики могут легко ломаться… но только по отдельности).
Самый свежий пример такой совершенно не шахматной партии - Антицерковная Кампания 2012 года. Пример, которому суждено стать хрестоматийным.
Все искали конкретные действия, и пытались их интерпретировать.
Одни - выискивали «чудовищные происшествия» с участием духовенства.
Другие - пытались обнаружить «враждебную силу», стоящую за группой феминисток.
Но партия была куда как более сложной и длительной. Настолько длительной, что её никак нельзя было распознать через отдельные мелкие ходы. Её цель была сугубо педагогической: приучить наиболее социально активных людей не доверять церкви. Кстати, цель уже почти достигнута.
А если на секунду вернуться к вопросу «кому выгодно», то… её достижение было выгодно огромному количеству конкретных личностей, организаций, и даже довольно больших социальных групп... Каждый внес свою лепту. Результат получился на славу!
Казусы с часами и квартирой патриарха, хулиганство в храме, пара происшествий с участием гламурных господ в церковном сане... С точки зрения системного анализа - ничто, банальный набор случайностей. Часы и гламурные господа были и раньше. Казусы и происшествия тоже случались. Но именно в этом году удалось сделать удивительное. Использовав готовую критическую массу, собранную и разогретую политическими акциями, удалось собрать из давно известного набора банальностей - прочную цепочку «особо показательных фактов», которая стала несущей конструкцией целого мировоззрения.
***
Мы слишком высокого мнения о себе…
Мы уверены, что сами формируем личные оценки, что никто не способен принудить нас изменить свои взгляды. Но беда в том, что под словом «принуждение» мы понимаем лишь использование каких-то очевидных, насильственных методов. О, не будьте так наивны! На дворе уже двадцать первый век. И опыт предыдущих эпох показывает любому разумному человеку, что насильно вколоченное мировоззрение - редко становится искренним.
Заставить повторять нужные слова - легко.
Заставить геройствовать ради нужных идей - исключительно трудно.
Поэтому, в наше время, разве что молодые глупые ваххабиты могут тыкать тебе в лицо пистолетом, требуя немедленно признать истинность мусульманской веры. Более серьезные деятели предпочитают действовать совершенно иным путем. Подобно школьному педагогу. Вычленять определенные фрагменты информации, и строить из них своего рода «учебник». Именно учебник. Набор честных фактов, немножечко простых связок, чуть-чуть оценок. И даже достаточно пространства для личных размышлений. Но самое главное, никакого давления на ученика!
Правильно подобранные факты и без всякого давления сделают свое дело.
Каждая новая глава будет казаться маленьким личным открытием.
Сумма личных открытий сложится в цельное мировоззрение. Если в будущем мы наткнемся на факты, которые противоречат этому мировоззрению - мы с легкостью их отбросим. Потому, что их не было в учебнике.
Ну в самом деле! Кого из продвинутой столичной молодежи сейчас волнуют масштабы церковной благотворительности, кого интересуют великие праведники нашего времени... В учебнике этого не было. Там было только про толстых попов на мерседесах, и про сращенного с властью патриарха, увешенного дорогими часами. Только факты. Только определенные факты.
Мы слишком высокого мнения о себе…
Нам кажется, что мы можем верно оценивать события, современниками которых являемся. Но мы даже и помыслить не можем, что основное назначение некоторых событий - привить нам определенное мировоззрение. Мы считаем себя неплохими аналитиками. На деле же, мы лишь дети за школьной партой. И очередное событие, которое мы наивно пытаемся «анализировать», на самом деле - лишь одна из глав чужого учебника, на основе которого формируется наше представление о предмете.
Мы слишком высокого мнения о себе…
Мы считаем себя слишком взрослыми и умными.
Мы даже и помыслить не можем, что нас кто-то смеет учить. Что кто-то может на нас влиять.
Это нас и подводит.