Наблюдая высшее образование

Sep 25, 2017 11:37

За последние годы мне удалось неоднократно побывать на занятиях в нескольких столичных ВУЗах средней руки. Инкогнито, в роли студента. На разных факультетах. Последний раз - в начале текущего месяца.

Из полученного небольшого опыта я могу сделать два предварительных вывода. И оба они довольно прискорбны.

Во-первых, к «образованию» всё это не ( Read more... )

педагогическое, проблемы, серьезное, образование, ВУЗы

Leave a comment

Comments 24

al_lex_ey September 25 2017, 08:46:25 UTC
П о д т в е р ж д а ю! Как бывший студент и как препод того самого вуза))
Минобр пошло по вроде бы логичному, но тупиковому пути - попыталось "оцифровать" учебный процесс. То есть пробуют измерить в баллах КАЖДЫЙ аспект работы преподавателя. По каждому аспекту требуют заполнить КУЧУ бумажек и электронных таблиц. Кто их потом смотрит? Да никто. Попробуйте записывать каждое свое слово в течение дня - будете вы потом перечитывать? А если ВСЕ начнут записывать - КТО будет все это читать? Министр? Замминистра? Замзамминистра?...
В общем, теперь уже не студент главное, а всякие УМК и БРС.

Reply

naprimerno September 25 2017, 08:47:42 UTC
"В общем, теперь уже не студент главное, а всякие УМК и БРС." - и слеза скатилась по щеке))

Reply

al_lex_ey September 25 2017, 08:56:22 UTC
...у министра )

Reply

actoris September 25 2017, 19:37:31 UTC
Ну, то же, что и в начальной/средней школе, просто пришло с некоторым запозданием.
"Учащиеся - это контингент, который отвлекает преподавателя от работы с документацией"(с).

Reply


naprimerno September 25 2017, 08:46:49 UTC
Я работаю в ВУЗе, поэтому отвечать буду на собственном опыте:

1. "Эти предметы можно смело вычеркивать и заменять, например, на практические занятия с последующим семинарским анализом этой практики" - завтра у меня три потока по 70-80 студентов. Три лекции по предмету "введение в специальность". Провести с ними практические работы невозможно. Это 20 групп. Это же касается, увы, и литературы. Где без практических это все выхолащивается.

2. Для начала, экзамены по ключевым предметам периодически должен принимать совсем не тот преподаватель, который читал лекции и вел семинары. В идеале - вообще из другого ВУЗа.
Первое - да. Второе - нет. Так происходит на защите диплома. И поверьте - либо над всем этим стоит дядечка-милицонер, либо университеты на тортиках и колбасе разорятся.

3. "Бесполезно читать студентам какие-то общетеоретические дисциплины не по их специальности" - это понятно всем, кроме нашего начальства. Ну и преподавателей по общетеоретическим дисциплинам, которые тоже хотят кушать.

Reply

actoris September 25 2017, 19:35:51 UTC
О да, тортики после диплома... Помнится, одна моя сокурсница некоторое время специально пыталась откладывать защиту диссера, потому что была в трудном материальном положении и мучительно копила на послезащитный банкет.))

И все-таки, на федеральном уровне вполне реально организовать адекватные "перекрестные экзамены" между ВУЗами хоть на каждом курсе. Если это будет единая для всех рутинная обязанность, адекватно оплачиваемая - почему бы и нет? Другое дело, что для исключения отдельных неадекватных преподов, которые вообще толком не дают материал или слишком гуманно обращаются с любимчиками, вполне хватило бы перекрестных экзаменов и в рамках одного факультета.

Reply

bukvoed_rs September 26 2017, 14:05:49 UTC
"Для исключения отдельных неадекватных преподов" не нужно вообще ничего, кроме желания зав кафедрой (если, конечно, эти неадекватные не являются чьими надо детьми). Как бывший преподаватель вуза говорю.

Reply


al_lex_ey September 25 2017, 08:54:35 UTC
Еще у нас всех преподов перевели на 0,25 ставки, чтобы не перерабатывали )

Reply

actoris September 25 2017, 19:29:03 UTC
Заботятся, значит! ))

Reply


olegilyin September 25 2017, 08:54:51 UTC
Слушал у Фурсова про элитные вузы Великобритании, там 400 страниц текста в день - норма чтения. Вот было бы эффективно...

Reply

actoris September 25 2017, 19:28:42 UTC
С одной стороны, мне хочется эмоционально согласиться (как человеку, который в студенческие годы иногда и большие объемы текста за сутки перелопачивал:))). С другой стороны - одним чтением проблему не решишь... Образование должно быть более комплексным, нужна практика, нужно живое общение с опытными профессионалами, и т. д. А так-то, нередко попадаются люди, которые с утра до ночи читают. Читают, читают, читают какую-нибудь жутко ангажированную литературу, и в итоге у них формируется самый примитивный и однобокий взгляд на мир.

Reply

olegilyin September 26 2017, 06:16:20 UTC
Согласен с вами (пустое чтение определенно вредно). Конечно же обязательно должен быть контроль прочитанного и соответствующий список чтения. На "жутко ангажированную литературу" просто не останется времени. Сужу по себе - 400 страниц это все свободное время, минимум 6-7 часов. При таком ежедневном объеме серьезное развитие просто не может не произойти. Думаю, что Фурсов имел в виду обычное чтение (художественная литература, публицистика), а не учебники... Их с такой скоростью нельзя читать, даже если хорошо знаешь предмет. В частности, он приводил пример уже с США (Вест-Поинт) - обязательно к прочтению цикл А.Азимова "Академия".

Reply

olegilyin September 26 2017, 06:19:54 UTC
Да, разумеется нужна и практика, и живое общение... Но обязательное чтение должно присутствовать... В большинстве случаев его вообще нет (лекции и учебник как максимум сейчас). Слышал, что только будущие учителя литературы много читают...

Reply


(The comment has been removed)

actoris September 25 2017, 19:23:18 UTC
> независимыми ни от кого "аттестационными комиссиями"

Да, это реально самый эффективный вариант.

Reply


Leave a comment

Up