Заинтересовался намедни темой изображения людей и животных в исламе...
Про то, что у них там всегда были традиционные ограничения на подобные изображения - все знают, думаю. Честно говоря, я был уверен, что это лишь заслонка от банального идолопоклонства. Из той же области, что "не сотвори себе кумира", но еще жестче. Перестраховались, так сказать.
Но оказалось, что есть и еще один важнейший нюанс. Который с христианством уже ничего общего не имеет:
«Однажды посланник Всевышнего вернулся после продолжительного отсутствия. За это время я накрыла в хижине каменный выступ (полку, карниз) покрывалом, на котором были изображены картинки (изображения живого). Пророк, увидев это покрывало, снял его и сказал: «Самое наихудшее мучение в Судный День будут испытывать те, кто уподоблял себя Богу в умении творить» Собственно, это простой ответ на вопрос о том, почему научно-технологический прорыв Нового времени произошел именно в христианском мире, а исламские страны быстро оказались где-то на исторической периферии. Несмотря на то, что у них поначалу было куда как больше предпосылок для технического прогресса и последующего всемирного господства (более развитое естествознание и математика, больше грамотного населения, и т. д.).
Мусульманам запрещается подражать Создателю "в умении творить". Для христианского же сознания, всякое созидательное творчество - это дело вполне доброе и достойное. А уж стремление приблизиться к Божеству, "пре-подобие" - так и вовсе считается идеалом христианской жизни. В богословские тонкости мне влезать не хочется, это явно не моя специальность. Но разница в мировоззренческих установках очевидна. И психо-социальный результат столь разного отношения к творчеству - налицо. Если было бы иначе, тогда в списке крупнейших исламских стран сейчас были бы Мексика и Бразилия... И весь наш мир был бы уже совсем иным.
Мораль? Всякое материальное развитие (научное, техническое, хозяйственное) в итоге может больше зависеть от мировоззрения, чем от сугубо материальных предпосылок. Множество народов оказалось на мировой обочине, несмотря на то, что они обладали золотом, землями и знаниями. Если в обществе преобладают равнодушие к творчеству, стремление к изоляции, ориентация лишь на собственное прошлое или явно деструктивные культурные образцы, то предел такого общества - Монголия или Украина. Юрты в степи и вздохи по Чингисхану. Хутора, вышиванки и "аграрная сверхдержавность". Этот путь ведет лишь к затуханию и постепенному растворению в среде более активных человеческих сообществ.
Какие выводы из всего этого можно сделать сегодня, для нашей страны и для нашей эпохи?
На этот вопрос предлагаю ответить вам. Подозреваю, что ответы будут сильно различаться...